Быкова Лариса Викторовна,
Учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Чапаевск Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Быкова Лариса Викторовна
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Чапаевск Самарской области |
Учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель |
27 лет |
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||
Тип опыта
|
Сектор применения: средняя и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в оптимизации учебного процесса, саморазвития личности, дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся через применение задач, которые по мере усвоения относятся к активным методам, способствующим усвоению системы понятий и развитию мышления учащихся. Через решение задач происходит освоение конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает развитие личности. Актуальность: по результатам международного тестирования PISA, ориентированного на проверку сформированности компетентностей в различных циклах (естественнонаучный, математический, гуманитарный), Россия набрала балл ниже среднего по уровню сформированности математической компетентности, что делает настоящую педагогическую идею актуальной. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в освоении учащимися конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности, позволяющих переносить полученные знания по предмету в повседневную жизнь (например, выбрать наиболее выгодный кредит, грамотно составить бюджет семьи и т.п.); надёжность: 1) апробация опыта подтвердила: а) позитивную динамику качества обучения (по результатам итоговой и промежуточной аттестации); б) рост количества участников предметных олимпиад и конференций различных уровней; в) повышение качественных показателей олимпиад и конференций; г)стабильно высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике; 2) обобщение опыта представлено в методических разработках для неограниченного использования педагогами в работе; - перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта; интеграция урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета. |
||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, кроме временных затрат на заполнение индивидуальной карты каждого учащегося. |
||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||
1. Направление инновационной деятельности |
Работа с одаренными детьми. |
||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование контекстного обучения для формирования математической компетенции учащихся на уроках математики, их всестороннего развития. |
||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущая идея представляемого инновационного опыта заключается в создании сред, условий и ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей обучающихся, формированию математической компетентности, что приведет к оптимизации учебного процесса, саморазвитию личности. |
||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: перемены, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют необходимость внесения изменений в деятельность педагога и их особенности. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Новое средство обучения. В контексте проблемы выявляются новые связи и отношения между элементами, такие условия проблемы, которые не были заданы, благодаря чему происходит расширение поиска возможных средств решения, достижения поставленной цели. Реализация найденных закономерностей в итоге сводится в одних случаях к выполнению операций, связанных с практической деятельностью по изготовлению создаваемой конструкции, в других – к выполнению вычислений, в-третьих – к построению системы доказательств, обосновывающих достигнутое решение. Новые условия образовательной деятельности учителя математики заключаются в том, что деятельность направлена на решение обучающимися конкретных жизненных задач или проблемной ситуации на основе применения активных и самостоятельных форм обучения, что содействует формированию математической компетенции. Мной разработана система ученических проектов, которые выполняются к темам изучаемого материала и направлены на достижения следующей цели: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся. В содержание проектов входят задания опережающего характера. Задание для выполнения проекта творческой группе учащихся (4–5 чел.) с указанием основных требований, критериев оценивания выдается в виде информационной карты. Подобные домашние задания позволяют возбуждать и развивать интерес не только к математике, но и к другим предметам, например, биологии, географии, добиваться высоких метапредметных результатов. Задачи могут использоваться при обучении учащихся поисковой и творческой деятельности. Это способствует развитию математического мышления, математических компетентностей. |
||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Организация образовательного процесса: Действенные знания приобретаются тогда, когда обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Формирование такого рода знаний неразрывно связано с развитием системы умений самостоятельной работы. На решение этой задачи нацелен принцип метода деятельности, который выражает целенаправленность обучения и способствует формированию соответствующей мотивации учения. Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы: учебный материал представлялся с использованием объяснительных методов, облегчающих усвоение информации; в методическом руководстве модуля предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения. |
||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна: при применении контекстного обучения: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование и саморазвитие; опора на субъективный опыт учащегося; индивидуальная направленность образовании; Использование различных технологий направлено не только на повышение качества образования, но и на повышение мотивации учащихся, уверенности в необходимости применения математических знаний в жизни. Ограничения: анализируя данные действующих учебников по математике, пришла к выводу о необходимости создания дидактических материалов для качественного осуществления контекстного обучения математике. Трудоёмкость и риски: – значительные затраты труда педагога; – зависимость от работы сети Интернет. |
||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1. Прохождение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми. 2. Наличие у каждого учащегося компьютера с возможностью выхода в Интернет. 3. Система мастер-классов по обмену опытом. 4. Система открытых уроков и семинаров, с привлечением преподавателей ВУЗов. |
||
8. Результат изменений |
О результативности описанного опыта можно судить по следующим показателям: 1) уровень сформированности познавательных УУД; 2) результаты анкетирования; 3) результаты итоговых аттестаций, олимпиад, конференций; 4) удовлетворение запросов родителей на обеспечение своему ребенку качественного математического образования (анкетирование). |
||
9. Публикации о представленном ИПО |
|
||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Региональная конференция «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», 2013 г. 2. Окружной семинар учителей математики «Подготовка к ЕГЭ по математике», 2013 г. 3. Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка», 2014 г. 4. Областной семинар «Клуб молодого педагога», 2014 г. 5. Региональная научно-практическая конференция «Проблема развития одаренности детей и молодежи в условиях модернизации системы образования», 2015 г. |