Багаутдинова Диля Рашитовна,
Учитель физики ГБОУ Самарской области СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Багаутдинова

Диля Рашитовна

dilia.bagautdinova@yandex.ru

ГБОУ Самарской области СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

http://kloc2.ru/

Учитель физики

26 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: старшая школа, уроки физики.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна. Представленный опыт направлен на решение проблем современного образования: организацию такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались задачи определения условий, содержания и методов работы педагогов по развитию творческого потенциала учащихся и познавательной активности личности в процессе преподавания физики.

Актуальность. Данная модель опирается на деятельностный подход, такие образовательные технологии, как проблемное обучение, исследовательскую технологию, технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ и т.д.

Эффективность:

Потенциальная полезность.

Рассматриваемая модель обучения:

усиливает роль самостоятельного образования, инициативность учащихся;

направлена на формирование навыков творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых условиях;

способствует повышению уровня усвоения учебного материала;

групповые формы организации работы учащихся приводят к укреплению межличностных отношений, развивают взаимодействие в коллективе;

обеспечивает возможность самореализации учащихся в процессе обучения, повышения самооценки учащихся.

Надёжность.

Методическая разработка включает в свое содержание программу элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности по теме «Оптика». Программа апробирована в образовательных учреждениях Северо-Восточного управления в 2014–2015 учебном году, успешно прошла внешнюю экспертизу, получила положительную оценку педагогического сообщества на окружном семинаре «Особенности проектирования элективных курсов в системе профильного обучения старшеклассников в соответствии с современными требованиями к структуре и содержанию образовательных программ». Программа прошла апробацию в трех образовательных учреждениях района: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш. По итогам получены положительные результаты.

Перспективность.

Применение технологий проблемного обучения на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Для реализации моего опыта необходимо:

наличие технического обеспечения кабинета физики; наличие банка занимательных задач, классифицированных по темам и классам; наличие лаборатории, оснащенной приборами для демонстрации экспериментов и проведения измерительных и лабораторных работ.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Инновационная деятельность связана с урочной деятельностью и внеурочной деятельностью.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Технология разработки и внедрения элективного курса на старшей ступени образования в системе профильного обучения.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является применение технологии проблемного обучения в образовательном   процессе. Проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, дает положительный результат в обучении и воспитании.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый (опрашивая десятиклассников, выбравших физико-математический профиль, выяснили, что 80% учащихся, подчинились воле родителей).

Кроме того, при переходе из класса в класс усложняются и задачи, однако на решение задач в каждой теме отводится в среднем около 20% от общего количества часов (теоретический материал очень объемный). Наконец, согласно требованиям современной образовательной среды физические задачи должны содержать практическую основу.

Резкое снижение интереса к учебе, восприятие предмета физики как сложного и не очень важного предмета вступает в противоречие с требованиями к предметным результатам освоения курса физики, сформированным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения.

Новое средство обучения. Технология проблемного обучения хороша тем, что позволяет включать элементы других технологий, например, технологию развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) на уроках физики, которую можно отнести к здоровьесберегающей технологии, так как она позволяет проводить индивидуализацию обучения, технологию разноуровневого обучения и другие.

Новые условия образовательной деятельности. Образовательный процесс строится на учебном диалоге и при этом учитываются индивидуальные проявления учеником избирательности по отношению к содержанию, виду и форме учебного материала, проявление мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Цель работы: повысить мотивацию детей к изучению учебного предмета физика через технологию проблемного обучения.

Задачи:

1. Сформировать интерес, потребность в творческой деятельности и самообразовании обучающихся.

2. Обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.

Использование СОТ. Технология педагогического опыта.

Идея деятельностного подхода обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Организация учебного процесса. Проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно, формируя у детей универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные.

Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Разработка условий для формирования личности обучающегося – новые формы обучения, позволяющие развивать основные компетенции: информационную, учебно-познавательную, коммуникативную, личностного самосовершенствования и т.д. Используется деятельностный подход. Реализация деятельностного подхода осуществляется, прежде всего, через технологию проблемного обучения. Данная технология является приоритетной в процессе изучения физики как основной, фундаментальной естественнонаучной дисциплины в школе. Проблемное обучение предусматривает представление содержания учебного материала в виде цепи проблемных ситуаций и является наиболее эффективным способом активизации мышления учащихся.

Проблемное обучение призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. Ученик учится мыслить научно. Построенный таким образом урок позволяет охватить все виды учебной деятельности учащихся:

– изложение нового материала учителем;

– выполнение учащимися экспериментальных работ;

– решение задач;

– выполнение домашнего задания.

Все это позволяет при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

Сущность проблемной ситуации заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

анализ проблемной ситуации;

формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);

проверка правильности решения.

Одним из приёмов создания проблемной ситуации является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.

Важная роль отводиться и эксперименту. Проблемный эксперимент может применяться как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала. Например, при изучении темы «Способы изменения внутренней энергии» учащимся предложить разобраться, какими способами можно нагреть металлическую спицу.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических приемов и дидактических материалов.

Риски: Не допустить, чтобы физика стала только развлекательным предметом.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской технологии.

Наличие банка заданий для экспериментальной проверки поставленной педагогической проблемы.

Учителем должен быть освоен методический инструментарий (совокупность методов и приёмов, характерных для технологий проблемного изучения, исследовательской технологии, РКМЧП) и технологический инструментарий (владение информационными технологиями).

 

8. Результат изменений

Для диагностики роста познавательной активности учащихся был применен метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, который основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Модификация опросника для использования в России осуществлена в 1987 году А.Д. Андреевой.

В качестве наблюдаемых классов в 2013–2014 гг. были взяты 9 классы (количество учащихся – 52 человека)

Аналогично «эмоциональному термометру» Г.А. Цукерман для определения познавательного интереса на уроке использовались «термометры интереса на уроках».

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что познавательная активность учащихся за 3 года выросла на 30%.

Согласно результатам исследования, интерес к физике за 3 года вырос на 29%.

Таким образом, можно сказать, что применение технологий проблемного обучения на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, повышает качество знаний по предмету.

За последние три года наблюдается

– позитивная динамика качества знаний по предмету;

– учащиеся добиваются высоких результатов во внеурочной деятельности: конкурсах, конференциях, олимпиадах. Повысилось количество желающих заниматься исследовательской деятельностью. За последние три года 3 ученика защищали свои работы на школьной научно-практической конференции, все победили на окружном конкурсе «Интеллект. Творчество, Фантазия». Один ученик победил на областном конкурсе научных работ. Результаты ЕГЭ показывают высокие результаты на окружном и районном уровнях (средний балл составил в 2013 году – 51, в 2014 году – 46, в 2015 году – 52,8).

Таким образом, результаты моей работы оправдывают выбранную мною систему работы с применением технологии проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе. Проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, дает положительный результат в обучении и воспитании.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Окружной и региональный банк программ элективных курсов 2014 г.

2. Окружной и региональный банк программ элективных курсов 2015 г.

3. Багаутдинова Д.Р. Сборник методических пособий для учителей физики. Выпуск 1. Клявлино: ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина, 2015, 103 с. (100 экз.)

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Победитель ПНПО 2016 года.

2. Призер районного конкурса «Учитель года – 2016».

3. Призер окружного этапа Регионального конкурса элективных курсов в системе профильного обучения 2014 г. и 2015 г.