Апаркина Марина Александровна,
Учитель математики первой категории МБОУ Школа № 103 г.о. Самара

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Апаркина

Марина Александровна

aparkinam83@mail.ru

 

МБОУ Школа № 103 г.о. Самара

school-103@mail.ru

Учитель математики первой категории

7 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: уроки математики и занятия внеурочной деятельности в основной школе.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

 

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей обучающихся на уроках математики и занятиях внеурочной деятельности путём использования способов и методов обучения и проецирование накопленного опыта на работу по предметам естественно-математического цикла.

Актуальность. Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: «Как учить?» Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде.

Эффективность:

- Потенциальная полезность опыта заключается в том, что в результате применения педагогических средств и технологий в образовательном процессе происходит формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего-то нового, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению.

- Надёжность. Главный критерий деятельности учителя – конечный результат: дать ученику определенный набор знаний – это прошлое. Только тогда, когда учебная деятельность направлена на развитие личностных качеств, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать творческие способности у всех обучающихся, независимо от того, какие успехи в учебной деятельности имеет ученик. Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству, к самовыражению.

Разработаны и внедрены   в работу программы курсов внеурочной деятельности «Юный математик», «Удивительное пространство», «Математический калейдоскоп» для обучающихся 5- 9 классов по ФГОС.

- Перспективность.

Систематическое применение творческих заданий на уроках математики и во внеурочной деятельности стимулируют познавательную активность даже самых слабых обучающихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной и творческой активности.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Одним из факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие личности является сотрудничество учителя и ученика. Основным условием является создание на уроке атмосферы доброжелательности, заинтересованности, разумной требовательности. Правильные отношения с коллективом в целом и с каждым учеником в отдельности – залог успеха, поэтому важно стремиться понять внутренний мир детей, быть искренним с ними и дать им возможность выразить себя. Обстановка сотрудничества, атмосфера дружелюбия, общения на равных учителя и ученика позволяют сделать обсуждение проблем более свободным.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие творческой активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация педагогического процесса таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к занятиям, развивались навыки самостоятельности в работе и познавательные способности в накоплении опыта творческой деятельности, развития творческого воображения. А это возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В современной школе с введением Федерального государственного стандарта обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих обучающихся творчески развивать себя.

Это введение привело к смене приоритетов в деятельности учителя. Необходимо помочь обучающимся активизировать свои учебные действия для самостоятельной творческой деятельности.

Новое средство обучения. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого мышления. Но для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуются технологии личностно-ориентированного подхода обучения в образовании.

Новые условия образовательной деятельности.

Условиями развития творческих способностей учащихся являются:

– совместная учебная деятельность педагога и обучающегося по повышению мотивации к изучению предмета;

– создание учебной проблемной ситуации на уроке;

– развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

– формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

– умение переносить знания в незнакомые ситуации.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Организация учебного процесса.

Для развития творческих способностей обучающихся важно на каждом уроке создать ситуацию выбора:

1) предлагать обучающимся задания разного уровня сложности;

2) выбор способа выполнения заданий (решение задач нестандартным способом, решение задач несколькими способами);

3) выбор оценки своих результатов и рефлексии.

Применение творческих заданий на уроках помогает ученикам проявить себя в классе, подняться самому в своих глазах, развивает потребность самообразования и самоконтроля, формирует понятие о культуре речи и умение выражать ясно свои мысли.

На уроках математики можно использовать следующие виды творческих работ:

– самостоятельное составление задач и примеров;

– решение задач на нахождение и составление закономерностей;

– задачи практического характера: начертить, зашифровать, заполнить таблицу;

– математические сочинения (стихи, сказки);

– исследовательские работы.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Новизна опыта заключается в разработке системно-структурной композиции урока, определении его ключевых составляющих, подчиняющихся главной цели. Такой целью является создание условий для активизации познавательной деятельности ученика как личности.

Преимущества перед аналогами:

1) происходит учет индивидуальных параметров личности;

2) знания становятся средством развития творческой деятельности обучающихся;

3) знаниевая ориентация сменяется личностно-ориентированным образованием;

4) каждый ученик развивается как творческая личность.

Ограничения: ограничений нет

Трудоёмкость заключается в том, что учителю необходимо отбирать, составлять задания на развитие творческой деятельности обучающихся и правильно применять на определенном этапе урока или занятия внеурочной деятельности.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития творческих, познавательных способностей обучающихся.

Наличие материальных и программно-методических ресурсов.

Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

8. Результат изменений

Занятость обучающихся во внеурочной деятельности по математике ежегодно увеличивается, что говорит о росте мотивации к предмету:

Результатом работы можно считать то, что учащиеся охотно участвуют и занимают призовые места в:

– научно-практических конференциях («Открытые Ломоносовские чтения»);

– исследовательской деятельности («Я – исследователь»);

– предметных международных олимпиадах и др. математических состязаниях.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разработка презентации по математике на тему «Противоположные числа» 6 класс, edukon.ru/material/?mid=1822 от 23.03 2014 г.

2. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разработка технологическя карта к урокам математике на тему «Противоположные числа» 6 класс, edukon.ru/material/?mid=15949 от 23.03 2014 г.

3. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разрботка программы внеурочной деятельнотся по математике «Юный математик», edukon.ru/material/?mid=17799 от 23.03 2014 г.

4. Апаркина М.А. Видеоуроки в сети Интернет. Рабочая программа по математике (6 класс).; http/ videouroki.ru/ filecomich?fileid=98671584 от 03.02.2013.

5. Апаркина М.А. Организация самостоятельной творческой деятельности обучающихся 56 классов на уроках математики // www.kuznetsova-books.ru, январь 2013.

6. Апаркина М.А. infourok.ru . Программа внеурочной деятельности по матемтике для 8 класса от 23.08.2016.

7. Апаркина М.А. infourok.ru . Адаптированная программа по математике для обучающихся 5-9 классов, от 23.08.2016.

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Участник регионального конкурса «Молодой учитель математики 2013».

2. Лаурет районного педагогического конкурса «Ступени мастерства 2012» номинация «Педагогический дебют».

2. «Учитель года Самарской области 2016».