Апаркина Марина Александровна,
Учитель математики первой категории МБОУ Школа № 103 г.о. Самара
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Апаркина Марина Александровна aparkinam83@mail.ru
|
МБОУ Школа № 103 г.о. Самара school-103@mail.ru |
Учитель математики первой категории |
7 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: уроки математики и занятия внеурочной деятельности в основной школе. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.
|
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей обучающихся на уроках математики и занятиях внеурочной деятельности путём использования способов и методов обучения и проецирование накопленного опыта на работу по предметам естественно-математического цикла. Актуальность. Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: «Как учить?» Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде. Эффективность: - Потенциальная полезность опыта заключается в том, что в результате применения педагогических средств и технологий в образовательном процессе происходит формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего-то нового, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению. - Надёжность. Главный критерий деятельности учителя – конечный результат: дать ученику определенный набор знаний – это прошлое. Только тогда, когда учебная деятельность направлена на развитие личностных качеств, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать творческие способности у всех обучающихся, независимо от того, какие успехи в учебной деятельности имеет ученик. Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству, к самовыражению. Разработаны и внедрены в работу программы курсов внеурочной деятельности «Юный математик», «Удивительное пространство», «Математический калейдоскоп» для обучающихся 5- 9 классов по ФГОС. - Перспективность. Систематическое применение творческих заданий на уроках математики и во внеурочной деятельности стимулируют познавательную активность даже самых слабых обучающихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной и творческой активности. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Одним из факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие личности является сотрудничество учителя и ученика. Основным условием является создание на уроке атмосферы доброжелательности, заинтересованности, разумной требовательности. Правильные отношения с коллективом в целом и с каждым учеником в отдельности – залог успеха, поэтому важно стремиться понять внутренний мир детей, быть искренним с ними и дать им возможность выразить себя. Обстановка сотрудничества, атмосфера дружелюбия, общения на равных учителя и ученика позволяют сделать обсуждение проблем более свободным. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие творческой активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация педагогического процесса таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к занятиям, развивались навыки самостоятельности в работе и познавательные способности в накоплении опыта творческой деятельности, развития творческого воображения. А это возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. В современной школе с введением Федерального государственного стандарта обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих обучающихся творчески развивать себя. Это введение привело к смене приоритетов в деятельности учителя. Необходимо помочь обучающимся активизировать свои учебные действия для самостоятельной творческой деятельности. Новое средство обучения. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого мышления. Но для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуются технологии личностно-ориентированного подхода обучения в образовании. Новые условия образовательной деятельности. Условиями развития творческих способностей учащихся являются: – совместная учебная деятельность педагога и обучающегося по повышению мотивации к изучению предмета; – создание учебной проблемной ситуации на уроке; – развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности; – формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения; – умение переносить знания в незнакомые ситуации. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Организация учебного процесса. Для развития творческих способностей обучающихся важно на каждом уроке создать ситуацию выбора: 1) предлагать обучающимся задания разного уровня сложности; 2) выбор способа выполнения заданий (решение задач нестандартным способом, решение задач несколькими способами); 3) выбор оценки своих результатов и рефлексии. Применение творческих заданий на уроках помогает ученикам проявить себя в классе, подняться самому в своих глазах, развивает потребность самообразования и самоконтроля, формирует понятие о культуре речи и умение выражать ясно свои мысли. На уроках математики можно использовать следующие виды творческих работ: – самостоятельное составление задач и примеров; – решение задач на нахождение и составление закономерностей; – задачи практического характера: начертить, зашифровать, заполнить таблицу; – математические сочинения (стихи, сказки); – исследовательские работы. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Новизна опыта заключается в разработке системно-структурной композиции урока, определении его ключевых составляющих, подчиняющихся главной цели. Такой целью является создание условий для активизации познавательной деятельности ученика как личности. Преимущества перед аналогами: 1) происходит учет индивидуальных параметров личности; 2) знания становятся средством развития творческой деятельности обучающихся; 3) знаниевая ориентация сменяется личностно-ориентированным образованием; 4) каждый ученик развивается как творческая личность. Ограничения: ограничений нет Трудоёмкость заключается в том, что учителю необходимо отбирать, составлять задания на развитие творческой деятельности обучающихся и правильно применять на определенном этапе урока или занятия внеурочной деятельности. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития творческих, познавательных способностей обучающихся. Наличие материальных и программно-методических ресурсов. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках. |
|||
8. Результат изменений |
Занятость обучающихся во внеурочной деятельности по математике ежегодно увеличивается, что говорит о росте мотивации к предмету: Результатом работы можно считать то, что учащиеся охотно участвуют и занимают призовые места в: – научно-практических конференциях («Открытые Ломоносовские чтения»); – исследовательской деятельности («Я – исследователь»); – предметных международных олимпиадах и др. математических состязаниях. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разработка презентации по математике на тему «Противоположные числа» 6 класс, edukon.ru/material/?mid=1822 от 23.03 2014 г. 2. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разработка технологическя карта к урокам математике на тему «Противоположные числа» 6 класс, edukon.ru/material/?mid=15949 от 23.03 2014 г. 3. Апаркина М.А. Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон», www.edukon.ru; авторская методическая разрботка программы внеурочной деятельнотся по математике «Юный математик», edukon.ru/material/?mid=17799 от 23.03 2014 г. 4. Апаркина М.А. Видеоуроки в сети Интернет. Рабочая программа по математике (6 класс).; http/ videouroki.ru/ filecomich?fileid=98671584 от 03.02.2013. 5. Апаркина М.А. Организация самостоятельной творческой деятельности обучающихся 5–6 классов на уроках математики // www.kuznetsova-books.ru, январь 2013. 6. Апаркина М.А. infourok.ru . Программа внеурочной деятельности по матемтике для 8 класса от 23.08.2016. 7. Апаркина М.А. infourok.ru . Адаптированная программа по математике для обучающихся 5-9 классов, от 23.08.2016. |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Участник регионального конкурса «Молодой учитель математики 2013». 2. Лаурет районного педагогического конкурса «Ступени мастерства 2012» – номинация «Педагогический дебют». 2. «Учитель года Самарской области 2016». |