Анфалова Наталья Владимировна,
учитель информатики 446300, Самарская область, г. Отрадный, ГБОУ СОШ № 8 им. С.П. Алексеева
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Анфалова Наталья Владимировна |
446300, Самарская область, г. Отрадный, ГБОУ СОШ № 8 им. С.П. Алексеева |
учитель информатики |
15 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки информатики. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету – одно из основных требований федеральной политики в области образования. Цель: создание условий для формирования информационной компетентности как одного из средств развития личности через реализацию идеи деятельностного подхода с использованием новых образовательных технологий. Актуальность. Не любое знание несет в себе воспитывающий эффект. Постижение компьютера должно идти через постижение самого себя, собственной уникальности в частности и уникальности человека, в общем. Иначе есть опасность скатывания на развитие технократического мышления, для которого не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Решение всех вышеназванных проблем возможно с развитием творческого потенциала личности. Эффективность опыта обеспечивается следующими компонентами: – воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики; – формированием готовности и способности школьников к самостоятельной поисково-аналитической деятельности; – увеличением количества учащихся, принимающих участие в различных научных проектах. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Преподаватель должен владеть ИКТ и интерактивными технологиями, а также быть уверенным пользователем ПК и ресурсов сети Интернет. Трудоёмкость и риски: – значительные временные затраты труда педагога на подготовку к внедрению опыта; – не каждое занятие целесообразно проводить с использованием указанных СОТ. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики посредством использования современных образовательных технологий. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущая идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях.
|
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Почему-то считается, что на уроке информатики учащиеся должны научиться именно работать на компьютере и в определенных программах. Зачастую забывается, что название предмета происходит не от слова «КОМПЬЮТЕР», а от слова «ИНФОРМАЦИЯ». И потому я стараюсь донести до учащихся мысль о том, что компьютер – это средство для достижения цели, то есть не только научить работать на компьютере, но и помочь учащимся осознать, что компьютер и программы – это средство для решения различных социокультурных задач. Для того чтобы разрешить это противоречие, необходимо изменить ситуацию как в урочной, так и во внеурочной деятельности, построить уроки таким образом, чтобы дети самостоятельно добывали знания. Проведение исследований учащимися повысит учебную мотивацию, даст возможность добиться основных результатов обучения по ФГОС, повысить познавательную активность. Новое средство обучения – при переходе на ФГОС общего образования возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам. Новые условия образовательной деятельности. Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий: – организации системы работы по формированию у школьников познавательной деятельности; – использовании современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию; – учёте возрастных, психологических особенностей развития учащихся. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Для обеспечения позитивных предметных и метапредметных результатов деятельности, учащихся по информатике я использую такие педагогические технологии: а) технологию критического мышления; б) проблемное обучение; в) интерактивные технологии.
1. Технология критического мышления Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся. 2. Проблемное обучение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. 3. Интерактивные технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Интерактивные взаимодействия подразумевают нахождение обучающегося в режиме коллективной беседы, диалога с окружением. При этом преподаватель отказывается от роли своеобразного «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и играет роль помощника. В таком случае чрезвычайно востребованным становится опыт учащихся. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Традиционные условия преподавания школьных предметов не способствуют формированию новых качеств выпускника. В современном обществе скорость изменения требований, предъявляемых к выпускникам школ, значительно превосходит быстроту совершенствования методики преподавания предметов. Не учтены в достаточной мере и возможности использования новых средств обучения, современных способов получения, переработки и хранения информации, хотя информационная компетентность выделена среди остальных. Система работы основана на принципах развивающего и воспитывающего обучения и направлена на развитие познавательной активности школьников в процессе обучения информатике. 1. Показать, что обучение – это не просто способ получения информации, которая может быстро изменяться, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности. 2. Сформировать у школьников умение использовать приобретенные на уроках знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить дополнительные с ведения по теме; умение использовать полученные знания и навыки в других областях учебной и внеучебной деятельности. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски: – значительные временные затраты труда педагога на подготовку к внедрению опыта; – не каждое занятие целесообразно проводить с использованием вышеуказанных СОТ; – есть вероятность того, что против данного метода могут быть родители обучающихся по различным причинам (в том числе вероисповедание). |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Главная задача – развивать и воспитывать личность ученика посредством деятельности, прививать навыки работы как самостоятельно, так и в команде. В центре творческой деятельности находится ученик, способный проявить активность. Необходимо наличие алгоритма использования приемов преподавания на каждом конкретном уроке, обоснование и тщательная проработка всех этапов познавательной деятельности. Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения интерактивных технологий. Комфортная, доброжелательная обстановка, позитивные взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой. Собственный кабинет, соответствующий СНИП, а также доступ к сети Интернет, наличие зарегистрированных электронных адресов для доступа к ресурсам. |
|||
8. Результат изменений |
1) Материальный продукт: разработан комплекс заданий для работы в группах, задания доступны в удаленном доступе. 2) Внешний субъектный результат: Основным результатом является не простое знание фактов и не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Средний балл по предмету остается выше среднего по школе. Среди моих выпускников есть ребята, так или иначе связавшие свою жизнь с компьютером и информацией. Области их работы самые разные: защита информации, музыка, радио, мультипликация, педагогика, журналистика. И не важно, что все они из разных сфер, важно, что смогла помочь им найти свое призвание. Два года подряд мои ученики становились победителями Всероссийской олимпиады информационных и компьютерных технологий «Наука нефтегазовой отрасли – молодежи России». Есть участники конференции старшеклассников «Образование. Наука. Профессия», не победившие, но получившие номинацию, участники различных конкурсов проектов, например, «Самара многонациональная», Межрегиональный образовательный проект «Новое поколение» – 2013 год команда победитель в номинации «Лучшее видеопредставление». Стабильно высокий процент учащихся 9-х классов выбирают информатику в качестве предмета по выбору для сдачи ГИА. Вывод. Использование СОТ в процессе обучения информатике помогает оптимизировать процесс обучения, обеспечивать высокий уровень познавательной деятельности учащихся и качественное усвоение знаний. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Официальный школьный сайт. Публикация разработки классного часа «Информационная безопасность в сети Интернет» 11 класс. 2. Статья «Практика развития компьютерной грамотности и ИКТ-компетентностей у педагогов школы». Опубликована в сборнике «Социокультурное пространство образовательного учреждения как фактор личностного развития». Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под редакцией д.п.н., профессора Е.И. Тихомировой (Самара: ООО «Издательство АсГард», 2013. 571 с.). 3. Статья «Достучаться до каждого сердца». Опубликована в газете «Ресурсы образования», спецвыпуск, посвященный конкурсу «Учитель года – 2015» (г. Похвистнево, февраль 2015 г., 18 с.). |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс «Учитель года – 2015», школьный, окружной уровни – победитель, зональный уровень – финалист. 2. Проведение классного часа «В ком нет любви к земле родной, те сердцем нищие калеки…», окружной уровень – победитель. 3. Участие в городском конкурсе «Золотой фонд образования» – лауреат. 4. Участие в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей Самарской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО)2016 г. – победитель. |