ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
Андреянов Сергей Владимирович,
Учитель биологии и химии ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка муниципального района Борский Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Андреянов Сергей Владимирович sergey.andreyanov @yandex.ru
|
ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка муниципального района Борский Самарской области
|
Учитель биологии и химии |
9 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – данный вид деятельности является важной формой обучения, так как ведущая роль принадлежит формированию мышления, воспитанию умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения развивается творческая и прикладная стороны мышления. Анализ результатов моей педагогической деятельности показал актуальность предлагаемого опыта – методы ТРИЗ-педагогики дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование сильного, активного мышления, системного подхода к миру, на углубление понимания предмета. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в результате применения элементов ТРИЗ-педагогики в обучении биологии, у школьников происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе; - надёжность обеспечивается стабильностью положительных результатов, получаемых в практике, в высокой степени готовности опыта к распространению и переносу в другие условия, а также обусловлена теоретическими положениями, лежащими в его основе; - перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует концепции ФГОС ООО. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью. Для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В связи с вышесказанным к учителю сегодня предъявляются высокие требования, так как это должен быть человек высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущая идея представляемого инновационного опыта состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. ТРИЗ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречие между: – необходимостью формирования метапредметых, предметных, личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; – необходимостью делать акцент на системно-деятельностный характер обучения школьников и невозможностью данного характера обучения при организации процесса образования в рамках традиционного подхода; – необходимостью развивать у учащихся интерес к изучению биологии, и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; – необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствием индивидуальной работы с каждым учеником. Передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая практически разрешит эти противоречия и создаст условия для развития личности школьника. Ответом на мои вопросы послужила технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Новое средство обучения – при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам. Новые условия образовательной деятельности. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо создать новые условия образовательной деятельности: – от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, к умению осуществлять деятельность; – от знаниевого подхода к личностно-деятельностному, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний; – способствовать развитию творческой одарённости; – использовать активные методы обучения. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Организация учебного процесса. В современном мире, где профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана развивать у обучающихся качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения – это профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Поэтому до сих пор остается актуальным высказывание Джона Бауэна: «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». То есть система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Иначе говоря, самым главным требованием к современному выпускнику является его компетентность. Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии. Сегодня активно развивается новое направление педагогики − креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Особенность технологии ТРИЗ состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. ТРИЗ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» подходе перед обучающимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем. ТРИЗ − теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории − технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Педагогическое кредо «тризовцев» − каждый человек изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Основные принципы ТРИЗ
Дидактические возможности ТРИЗ − решение творческих задач любой сложности и направленности; − решение научных и исследовательских задач; − систематизация знаний в любых областях деятельности; − развитие творческого воображения и мышления; − развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Ограничения. Отсутствуют. Трудоёмкость и риски – Плохо решаются задачи средней сложности, практически не решаются сложные задачи. – Нет алгоритма мышления. – Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще. – Отсутствуют критерии оценки. – Требуются большие затраты времени и волевых усилий. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для реализации опыта требуется: – принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения; – разработка системы уроков с включением активных методов обучения; – создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам; высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями. |
|||
8. Результат изменений |
Предметные результаты: – Повысился уровень учебно-познавательной активности обучающихся, что подтверждается данными, полученными с помощью методики Ч.Д. Спилбергера (адаптация А.Д. Андреева) «Опросник исследования познавательной активности, тревожности, уровня негативных эмоциональных переживаний у подростков и юношей». – Положительная динамика количества призеров в олимпиаде школьников разного уровня. – Результативное участие обучающихся в научно-практической конференции школьников. Метапредметные результаты: Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) В результате диагностики 100% обучающихся имеют базовый уровень сформированности УУД, повышенный уровень изменился с 42% до 65%. Личностные результаты: Для диагностики мотивации учебной деятельности использовал «Диагностический опросник для исследования мотивации изучения учебного предмета Т.Д. Давыдовой. – Наблюдается позитивная динамика изменения мотивации изучения биологии с внешней на внутреннюю. В начале исследуемого периода низкий и средний уровень сформированности учебной мотивации преобладал над высоким. В результате деятельности по достижению поставленной цели количество обучающихся с высоким уровнем мотивации увеличился. – Стабильно низкий уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний на уроках. Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха, создание обстановки располагающей ученика к деятельности вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью мною инструменты ТРИЗ-педагогики позволяют сделать сложное простым и доступным. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках биологии // Традиции и инновации в современном школьном образовании: Материалы V областной – VIII городской научно-практической конференции «Педагог-исследователь» (г.о. Самара, 21–23 марта 2015 г.) – Самара: Изд-во ООО «Порто-Принт». 2015. – 268 с. 2. Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках биологии // Сборник методических материалов: из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа. Выпуск № 2. – Нефтегорск, 2012. – 114 с. |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (победитель). |