ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Андреянов Сергей Владимирович,
Учитель биологии и химии ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка муниципального района Борский Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта,

адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Андреянов

Сергей Владимирович

sergey.andreyanov

@yandex.ru

 

ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка муниципального района Борский Самарской области

 

http://petrovka-school.borskoe.ru/

Учитель биологии и химии

9 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – данный вид деятельности является важной формой обучения, так как ведущая роль принадлежит формированию мышления, воспитанию умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения развивается творческая и прикладная стороны мышления. Анализ результатов моей педагогической деятельности показал актуальность предлагаемого опыта – методы ТРИЗ-педагогики дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование сильного, активного мышления, системного подхода к миру, на углубление понимания предмета.

Эффективность:

-  потенциальная полезность заключается в результате применения элементов ТРИЗ-педагогики в обучении биологии, у школьников происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе;

- надёжность обеспечивается стабильностью положительных результатов, получаемых в практике, в высокой степени готовности опыта к распространению и переносу в другие условия, а также обусловлена теоретическими положениями, лежащими в его основе;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует концепции ФГОС ООО.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью. Для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В связи с вышесказанным к учителю сегодня предъявляются высокие требования, так как это должен быть человек высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. ТРИЗ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречие между:

необходимостью формирования метапредметых, предметных, личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;

необходимостью делать акцент на системно-деятельностный характер обучения школьников и невозможностью данного характера обучения при организации процесса образования в рамках традиционного подхода;

необходимостью развивать у учащихся интерес к изучению биологии, и отсутствием устойчивой учебной моти­вации к учению;

необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствием индивидуальной работы с каждым учеником. Передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая практически разрешит эти противоречия и создаст условия для развития личности школьника. Ответом на мои вопросы послужила технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Новое средство обучения при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам.

Новые условия образовательной деятельности. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо создать новые условия образовательной деятельности­­:

от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, к умению осуществлять деятельность;

от знаниевого подхода к личностно-деятельностному, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний;

способствовать развитию творческой одарённости;

использовать активные методы обучения.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Организация учебного процесса. В современном мире, где профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана развивать у обучающихся качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения – это профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Поэтому до сих пор остается актуальным высказывание Джона Бауэна: «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». То есть система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Иначе говоря, самым главным требованием к современному выпускнику является его компетентность.

Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии. Сегодня активно развивается новое направление педагогики − креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Особенность технологии ТРИЗ состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. ТРИЗ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.

В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» подходе перед обучающимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

ТРИЗ − теория решения изобретательских задач была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории − технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Педагогическое кредо «тризовцев» − каждый человек изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основные принципы ТРИЗ

  1. 1.Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  2. 2.Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  3. 3.Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ

  решение творческих задач любой сложности и направленности;

  решение научных и исследовательских задач;

  систематизация знаний в любых областях деятельности;

  развитие творческого воображения и мышления;

  развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Ограничения. Отсутствуют.

Трудоёмкость и риски

Плохо решаются задачи средней сложности, практически не решаются сложные задачи.

Нет алгоритма мышления.

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

Отсутствуют критерии оценки.

Требуются большие затраты времени и волевых усилий.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации опыта требуется:

принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения;

разработка системы уроков с включением активных методов обучения;

создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам;

высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

8. Результат изменений

Предметные результаты:

Повысился уровень учебно-познавательной активности обучающихся, что подтверждается данными, полученными с помощью методики Ч.Д. Спилбергера (адаптация А.Д. Андреева) «Опросник исследования познавательной активности, тревожности, уровня негативных эмоциональных переживаний у подростков и юношей».

Положительная динамика количества призеров в олимпиаде школьников разного уровня.

Результативное участие обучающихся в научно-практической конференции школьников.

Метапредметные результаты: Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) В результате диагностики 100% обучающихся имеют базовый уровень сформированности УУД, повышенный уровень изменился с 42%   до 65%.

Личностные результаты:

Для диагностики мотивации учебной деятельности использовал «Диагностический опросник для исследования мотивации изучения учебного предмета Т.Д. Давыдовой.

Наблюдается позитивная динамика изменения мотивации изучения биологии с внешней на внутреннюю. В начале исследуемого периода низкий и средний уровень сформированности учебной мотивации преобладал над высоким. В результате деятельности по достижению поставленной цели количество обучающихся с высоким уровнем мотивации увеличился.

Стабильно низкий уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний на уроках.

Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха, создание обстановки располагающей ученика к деятельности вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью мною инструменты ТРИЗ-педагогики позволяют сделать сложное простым и доступным.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках биологии // Традиции и инновации в современном школьном образовании: Материалы V областной – VIII городской научно-практической конференции «Педагог-исследователь» (г.о. Самара, 2123 марта 2015 г.) – Самара: Изд-во ООО «Порто-Принт». 2015. – 268 с.

2. Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках биологии // Сборник методических материалов: из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа. Выпуск № 2. – Нефтегорск, 2012. – 114 с.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (победитель).