КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 13–14 ЛЕТ

Ружникова И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Изучение проблемы толерантности как основного принципа взаимоотношения людей с давних времен и по настоящее время не теряет своей актуальности. В современном обществе все большее количество людей вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается повышение агрессии. В связи с этим важно осуществлять переход к толерантным отношениям, основанным на принципах кооперации, взаимного уважения, понимания и терпимости. Наибольшее внимание следует обратить на подростковый возраст 13–14 лет, так как именно в этот кризисный период возрастного развития человек приобретает способы адаптации во взрослом мире, обостренно ощущая все противоречия общества.
Определение понятия толерантности записано в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства – члены Организации Объединенных Наций – 16 ноября 1995 года. В ней толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Понятие интолерантности противоположно по отношению к  понятию толерантности. Интолерантность – это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.1
На многих языках мира понятие толерантности имеет сходный смысл:
– tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
– to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без дискриминации;
– tolerance (фр.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
– tolerancia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
– kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
– tasamul' (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
– толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать / признавать существование кого-либо, примирять, проводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо / чему-либо, быть снисходительным к чему-либо / кому-либо.2
Проблему толерантности личности и механизмов ее формирования в онтогенезе изучали А.Г. Асмолов, С.К. Бондаревская, Р.В. Брислайн, И.Б. Гриншпун, Л.М. Дробижева, Д.Г. Поносов, А.П. Садохин, А.Б. Суслов. Исследованию психологических методов диагностики толерантности, а также выявлению факторов окружающей среды, благоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Е.М. Аджиевой, М.М. Бахтина, В.Ф. Гумбольда, Г.Г. Шпета, С.Д. Щеколдиной и др. Данные ученые исследовали особенности и принципы формирования толерантности, определяя ее как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия. Составляющими толерантности личности являются эмпатия, эмоциональное принятие, доверие, социальная чувствительность, понимание, социальное конструирование, социальная дистанция, социальная поддержка, социальная адаптация и др.
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе формирования толерантности личности. При этом недостаток опыта эмоционального принятия, социальной чувствительности школьников 13–14 лет приводят к тому, что подростки нередко предрасположены к интолерантности.
Толерантный подросток способен успешно взаимодействовать и коммуницировать с людьми различных национальностей и социальных групп. Толерантность личности подростков определяет открытость мышления, творчество, дивергентность мышления, готовность к инновациям, эмоциональную устойчивость, ассертивность, личностный рост. Интолерантность личности подростков, наоборот, характеризуется консервативностью, конвергентностью мышления, стрессом, снижением эмоциональной устойчивости, торможением личностного роста.
Отечественный исследователь Т.И. Лихачева считает, что структура толерантности подростков представлена такими компонентами как когнитивно-оценочный компонент; мотивационно-ценностный компонент; эмоционально-волевой компонент; поведенческий компонент. Высокий уровень толерантности подростков определяется осознанным принятием сложности и многообразия мира, ориентацией на вариативность при его восприятии и оценивании. Подростки имеют системные знания, соответствующие их возрасту о толерантности и толерантном поведении, правах человека, ненасилии. У них хорошо развито рефлексивное мышление, характерное для данного возраста, особенностями которого являются инновационность, критичность, гибкость. Личностные проявления, лежащие в основе эмоционально-волевого компонента (способность к саморегуляции, идентификации, принятию, эмоциональной устойчивости эмпатии), имеют широкий диапазон, выражены достаточно сильно, носят устойчивый стабильный характер.3
Для формирования толерантности подростков социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя используют разнообразные технологии, составляют долгосрочные программы и исследовательские проекты, проводят обучающие тренинги. Богатые возможности, способствующие формированию толерантности, заключает в себе когнитивно-ориентированный тренинг. Исследованию его возможностей в психолого-педагогической практике посвящено немало работ отечественных ученых: Г.Л. Бардиер, И.Н. Зиник, Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, В.А. Чикер. Изучению формирования толерантности именно в подростковом возрасте посвящены труды Н.А. Асташовой, Г.В. Бюзелевой, М.Н. Губогло, В.Д. Еремеевой, А.Н. Лутошина, Е.О. Смирновой, П.В. Степановой, Г.М. Шеламовой и др. В статьях ученых освещаются понятия и особенности, объясняющие феномен когнитивно-ориентированного тренинга, стартовым модулем которого является когнитивная сфера, в том числе навыки ведения дискуссий, направленных на развитие взаимопонимания и формирование толерантности к мнению человека, воспринимаемого изначально как «иной», «чужой», «странный».
В результате воздействия когнитивно-ориентированого тренинга подростки 13–14 лет приобретают интеллектуальную рефлексию, креативность, аналитические способности, навыки аргументации и контраргументации, понимание механизма действия социальных стереотипов, умение работать с понятиями, умение договариваться, умение слышать и слушать и др.
Экспериментальная деятельность по формированию толерантности подростков 13–14 лет в рамках когнитивно-ориентированного тренинга проходила на базе МБОУ СОШ № 132 г.о. Самара. Выборка составила 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек.
Исследование проходило в три этапа:
1. На констатирующем этапе экспериментальной деятельности исследовался  уровень толерантности (методика Л.Г. Почебут), уровень толерантности к неопределенности (методика С. Баднера, адаптированная Г.У. Солдатовой), уровень коммуникативной толерантности  (тест В.В. Бойко). В ходе обработки данных исследовались такие признаки как:
– неумение либо нежелание понимать или принимать индивидуальность других людей;
– восприятие себя как эталона в качестве оценки других людей;
– категоричность или консервативность в оценках людей;
– неумение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров;
– стремление переделать, перевоспитать своего партнера, подогнать его под себя;
– неумение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности;
– нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер;
– плохая приспосабливаемость к характерам, привычкам или притязаниям других.
До проведения формирующего этапа экспериментальной деятельности у испытуемых наблюдались пониженный уровень толерантности, пониженный уровень толерантности к неопределенности, а также пониженный уровень коммуникативной толерантности.
2. В ходе формирующего этапа экспериментальной деятельности был составлен и апробирован комплекс занятий в рамках когнитивно-ориентированного тренинга, способствующий формированию толерантности подростков 13–14 лет. Комплекс включал сценарии занятий, предназначенных для работы с подростками 13–14 лет. Продолжительность каждого занятия – 1,5–2 часа. Периодичность встреч – два раза в неделю в течение второй четверти 2014–2015 учебного года. Занятия проводились в стандартной форме и включали в себя: вводную, основную и заключительную части. Использовались индивидуальные и групповые формы работы. Это предполагало соблюдение определенных норм группового поведения, в том числе в процессе совместной творческой деятельности участников группы. Кроме того, в данном комплексе использовались задания на развитие доверия, выработку навыков рефлексии, самовыражения у подростков 13–14 лет.
Вводная часть начиналась с ритуала приветствия. Применялись упражнения «Поздоровайся локтями», «Посчитай до двадцати» и др. Они способствовали созданию доброжелательной атмосферы и настроя на работу, повышению групповой сплоченности, а также формированию доверия.4
Основная часть представляла собой использование собственно когнитивно-ориентированных методик. Использовались следующие упражнения: «Мяч в моём воображении», «И я также», «Польза от моей работы», «Держи ритм» и т. д. Данные упражнения способствовали развитию компонентов социального познания: формирование толерантных навыков и планов социального поведения, как и рефлексии возникающих эмоциональных состояний в данном тренинге, формирование навыков аргументации и контраргументации и др.
Заключительная часть представляла собой упражнения, направленные на закрепление приобретенных навыков, исследование взаимоотношений участников группы и рефлексию по поводу данного занятия. Использовались упражнения: «Создание круга доверия», «Рисуем на спине», «Поиски мастера», «Диагностика развития доверия» и др.
В основе комплекса упражнений лежал принцип поэтапности развития группы и глубокого понимания каждым участником себя и социального поведения других. Новая встреча логически вытекала из предыдущей и служила в содержательном плане основой для следующей. Встречи были направлены на осознание подростками 13–14 лет механизма действия социальных стереотипов, формирование толерантных навыков и планов социального поведения. Открытость мышления, готовность к инновациям, творчество, ассертивность, эмоциональная устойчивость, личностный рост, оптимизация общения и его составных базовых социально-психологических процессов (социальное взаимодействие, социальные отношения, социальное познание) – все это способствовало формированию толерантности подростков 13–14 лет.
Занятия включали в себя задания на развитие интеллектуальной рефлексии, на развитие умения работать с понятиями, на развитие навыков аргументации и контраргументации и др.
3. На контрольном этапе проводилась повторная психодиагностика с помощью названных выше методик. Результаты позволили выявить динамику повышения уровня толерантности, динамику повышения уровня толерантности к неопределенности и динамку повышения уровня коммуникативной толерантности у испытуемых экспериментальной группы. Следовательно, если в практической деятельности социального педагога с подростками 13–14 лет регулярно и целенаправленно проводить занятия в рамках когнитивно-ориентированного тренинга, формирование их толерантности будет более успешным.


1 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 53–69.
2 Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. М.: «Ось–89», 2004. 80 с.

3 Лихачева Т.И. Педагогическая технология формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений / Т.И. Лихачева, А.И. Поликарпова. М.: «Педагогические науки», 2008. № 1. С. 42–46.

4 Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. СПб.: Издательство «Речь», 2002. 174 с.