ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ» И МОЛОДЕЖЬ: ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ

Коновальчук М.В., кандидат юридических наук, майор внутренней службы, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара (Россия)

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и увести от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. В этом контексте важно заострить внимание на одном из способов имплементации модели насилия в умы российской молодежи через информационное поле, в котором, наряду с теле- и радиовещанием, значительное место занимают интернет-ресурсы. Все говорят о том, что трудно переоценить значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.
В своем обращении Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил: «...высокая духовная устремленность всегда была исконной ценностью России... Лишь истинные нравственные установки придают человеческой культуре ценность и полноту... Неуважение к закону и утрата нравственных ценностей весьма печально сказались в этом веке на духовном состоянии народа, и как следствие – на уровне преступности, которая выливается во все новые формы.1
Более четверти населения России составляют лица в возрасте до 18 лет. Молодежный фактор во многом определяет направленность идущих в российском обществе процессов, возможность экономического роста и процветания. Криминальную тенденцию завтрашнего дня во многом определяют тенденции развития подростковой преступности.2 Относительно невысокий уровень нравственного, патриотического развития молодежи приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности по отношению к своим сверстникам. На фоне увеличения общего числа зарегистрированных преступлений в последние годы имеет тенденцию к росту удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними.3
Причины, обусловившие развитие таких процессов, называются самые разные, отметим наиболее часто встречающиеся из них.
1. Пропаганда насилия и жестокости на теле- и радиовещании влияют на уровень нравственности российского населения, особенно молодежи, в связи с этим «порог нравственности» снижается, то есть насилие и жестокость становятся для нас обычными явлениями. По телевидению постоянно транслируются программы и фильмы, в которых где-то в большей, где-то в меньшей степени появляются кровавые сюжеты и «разборки» бандитов, показывают документальные фильмы со съемками окровавленных трупов. В такой ситуации взрослый человек черствеет душой, а подросток начинает все это воспроизводить в реальной жизни. Те стереотипы, которые навязываются СМИ, прочно оседают в сознании подростка, искажая его ценностные ориентации. Человек, совершивший преступление, становится главным героем сюжета, а жалкими неудачниками – стражи правопорядка. Какое поведение будет скопировано подростком? Конечно же, преступное, потому что оно ведет к успеху.
Таким образом, систематическое воздействие неблагоприятной информации ведет к деформации ценностных ориентации человека, способствует формированию определенных стереотипов поведения, при которых основным способом разрешения конфликта выступает сила. Интересными представляются результаты исследования, проведенного М.Б. Чабанянц о периодичности выхода в эфир передач на криминальную тему, содержащих сцены насилия: специальные криминальные передачи транслируются разными российскими каналами практически всю неделю, причем не только ночью, но и в утренние и вечерние часы, вполне доступные для просмотра детьми.4
Таким образом, в общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего, в том числе преступного поведения, якобы оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями.
2. Засорение русского языка. Язык представляет собой основу психической деятельности людей, формирования и развития их интеллекта, духовности. Однако мало кто знает, что чувствительность у разных народов к внешней информации, в том числе лингвистической, сильно отличается. Если для населения западного мира доминирующими являются рациональность и действие, для стран Востока – чувство и созерцание, то для русскоязычного человека – слово.5
Следует согласиться с мнением с академика РАЕН, профессора, доктора технических наук РАН К. Колина, согласно которому повышенная чувствительность к воздействию слова и выдвигает на первый план проблему защиты русского языка от иностранной лингвистической агрессии. У подрастающего поколения нет мотивации к изучению русского языка. Часы, предусмотренные ранее в школьных программах на изучение литературы, сокращаются.
3. Пропаганда американского образа жизни,6 заключающегося в навязывании западной системы ценностей.
Распад Советского Союза и становление новой российской государственности привели к тому, что многие люди, родившиеся и выросшие в советские время, оказались в совершенно ином мире, где совершенно по-новому расставлены приоритеты. Сложившаяся ситуация породила философскую проблему «экзистенциального вакуума», когда человек, освободившись от идеалов эпохи советского периода, не в состоянии обрести для себя ценности, востребованные современным обществом. Появилось уже целое поколение молодых людей, выросших в системе совершенно иных ценностей, у многих из них уже есть свои дети, и очень важно, какие ценности будут переданы им.
Поскольку личность и общество представляют собой диалектическое единство, то такие тенденции прослеживаются не только в молодежной среде, но и других группах российского общества. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, оказывает отрицательное влияние на процесс развития и становления личности, искажает ее мироощущение, приводит к заблуждениям.
Поэтому будущее России во многом зависит от того, какой станет система образования, позволяющая обеспечить такой уровень интеллектуальной, духовно-нравственной, патриотической подготовки людей, который бы позволил нашей стране решать конкретные внутренние и геополитические проблемы.
Отрадно, что государственная власть на официальном уровне признала обозначенную проблему информационной безопасности подрастающего поколения, утвердив Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 национальную стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. К числу мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, национальная стратегия относит следующие:
1) создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактика интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;
2) создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;
3) внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений.
Таким образом, одним из возможных способов преодоления имплементации модели насилия в молодежную среду, является разработка комплекса мер в образовательной и правовой сфере, направленных на создание информационной безопасности подрастающего поколения.


1 См.: Духовность. Правопорядок. Преступность // Щит и меч. 1996. № 13. С. 56.
2 Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации на агрессивное пове¬дение несовершеннолетних: дисс. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. З.
3 Дьяченко А., Колосова И. Насильственная преступность против личности в странах СНГ в 1997-2000 гг. // Уголовное право. 2001. № 3. С. 100.
4 См.: Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния жестокости и насилия в. средствах массовой коммуникации на агрессивное пове¬дение несовершеннолетних: дисс. ... канд. юрид. наук.. Ставрополь, 2002. C. 48.

5 См.: Угол падения, или почему нравственность должна опережать научно-технический прогресс. // Патриот. 2000. № 10. С 12..
6 «Арсенал средств, с помощью которых нас пытаются... подогнать под западные стандарты, многообразен. Начну с попыток сделать из нашей молодежи Иванов, не помнящих родства, дискредитации нашей истории, «вестернизации» культуры, навязывания так называемых «либеральных ценностей». См.: Угол падения, или почему нравственность должна опережать научно-технический прогресс // Патриот. 2000. № 10. С. 13.