АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Рахматуллина З.Р.
учитель географии ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское

На современном этапе развития образования в России выявлен ряд проблем и противоречий, среди которых проблемы результативности образовательной деятельности в образовательных учреждениях, медленное обновление содержания школьного образования, преобладание традиционных методов в преподавании, в частности естественнонаучных дисциплин.
Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает формирование у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Моя профессиональная деятельность выстроена на границе трёх подходов – диалогического, событийного и деятельностного. Практика работы ориентирована на развитие у школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осведомлённость) и ключевых компетентностей – образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности – умения учиться, что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Целью является освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания. В процессе идёт поддержка в ребёнке умения и готовности общения с природой не как с объектом, а как с другим «я», т.е. умения быть натуралистом. Работа ведётся последовательно, с учётом возрастных особенностей детей и ориентирована на то, чтобы школьники приобрели опыт быть исследователем-натуралистом, «вырастили» в себе способность формулировать вопросы проблемного и исследовательского характера, приобрели опыт обсуждения и исследования самостоятельно сформулированных проблем.
Исходя из цели и задач, в ходе педагогической деятельности необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании естественнонаучных дисциплин, межпредметной интеграции. Подходы, положенные в основу, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности. В ходе занятий-диалогов, в основе которых лежит детская вопросительность, школьники начинают задавать вопросы, фиксирующие проблемность предметного содержания. Большое значение отводится организации наблюдений и опытов в логике деятельностного подхода.
Формы организации учебного процесса направлены на развитие у детей:
- вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и необычное в знакомых явлениях природы и жизни животных организмов и как исходного условия возникновения мышления, в том числе и «теоретического» (естественнонаучного);
- позиции участника диалога;
- предметной осведомлённости как результата групповой и самостоятельной работы с массивами информации;
- позиции наблюдателя и исследователя, как принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления;
- позиции экспериментатора как познавательной установки на проверку собственных гипотез инструментальными средствами.
Возникновение всех этих позиций позволяет формировать универсальные учебные действия, развивать творчество и инициативу детей, обеспечивает возможность конструктивного и продуктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса на следующей ступени образования и обеспечивает преемственность.
Наша школа на первом этапе освоения плана федерального сетевого проекта «Школьная Лига РосНано», но я убеждена, что с помощью освоения содержания проекта мы добьемся лучших показателей формирования УУД, так как  «Школьная Лига РосНано» помогает реализовать в действии принципы системно-деятельностного подхода к образованию.