КУРС НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ермолович И.И.
учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска

Оценка рынка труда показывает, что в настоящий момент наблюдается растущий спрос на специалистов, обладающих инновационными и междисциплинарными компетенциями. Эти компетенции включают в себя аналитические навыки, критическое мышление, умение работать в команде, гибкость и креативность.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии со своими целями. Даёт ли такую возможность ученикам и педагогам современная школа?
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. А как же учащиеся начальных классов? Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследованиях. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.  Следовательно, перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ наук, а в первую очередь расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Поэтому их формирование и развитие важно начинать с младшего школьного возраста, необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы. Этому способствует внедрение в учебный процесс идей и принципов нестандартного мышления. А значит, перед педагогами стоит новая задача овладения в совершенстве новыми педагогическими технологиями (проектной деятельностью, кейс-технологией, технологией портфолио), методам и приёмам ведения урока (кластер, синквейн и др.) Новые технологии и методы повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы, направлены на продвижение в школах современных идей и лучшего опыта педагогов, умеющих заинтересовать детей естественнонаучным образованием, и тем самым открыть им дорогу в мир высоких технологий.
Наша школа (ГБОУ ООШ  № 18 г. Новокуйбышевска) планирует принять участие в общероссийском сетевом проекте «Школьная Лига Роснано». Педагогический коллектив считает, что активное сотрудничество со «Школьной Лигой РосНано» даст возможность обучающимся получить  способность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это школа после уроков. Это интересно! Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Организация современного учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы всегда побуждать ребенка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Именно во внеурочной деятельности  обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Следовательно, организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. Мы считаем, что архиважно для ребенка создать особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Для эффективной работы необходимо создать творческие группы учителей начального и основного звена для участия в работе сообществ «Школьной Лиги РосНано». Творческие группы будут координировать проведение:
- школьных Дней межпредметной интеграции,
- Недели краеведения, истории, социологии науки и технологий,
- разрабатывать учебные кейсы и кейсы для внеурочной деятельности,
- активно внедрять в педагогическую деятельность проектную и кейс технологии,
- применять игровые технологии,
- использовать медиаресурсы в образовательном процессе, которые предлагает «Школьная Лига РосНано»;
- принимать участие в стажировках и проектировочных семинарах для педагогов;
- рекомендовать учителям начальных классов и основного звена пересмотреть программы внеурочной деятельности с учетом работы в «Школьной Лиге РосНано» и разработать программы для кружков: «Мышление эпохи НАНО», «Умники и Умницы», «Эврика», «НАНО: Загадки природы»,  «Детективное агенство» и др.
- создать два школьных научных сообщества.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  Работа будет эффективной при условии, что будут созданы и  творческие группы обучающихся, которые станут участниками школьного  научного сообщества «Планета успеха» для обучающихся начальной школы и «Поиск» для обучающихся основной школы.
Таким образом, организация современного учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы побуждать ребенка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Подготовка будущих специалистов в области нанотехнологий должна начинаться с детства и стать актуальной задачей школы, поскольку нанотехнологии представляют собой ключевое направление в развитии технологий XXI века.