ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ ИГР ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Вечканова О.В.
учитель математики и физики ГБОУ СОШ №10 г.о. Жигулевск

Процессы, происходящие в современном мире, - глобализация, построение экономики, основанной на знаниях, формирование информационного общества - выдвигают на первый план все новые и новые проблемы. Происходит взрывной рост объема информации, постоянно возникают новые научные направления, быстро меняются научные приоритеты, непрерывно создаются новые технологии. Особенно резко растет поток знаний в области таких надотраслевых технологий, как нанотехнологии. В этой ситуации становятся первостепенными поиск методов и форм развития инновационного мышления молодежи и получение образования, опережающего развитие технологий.
В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основой достижения развивающих задач образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
Именно участие в проекте «Школьной Лиги РосНано» является, на мой взгляд, одним из инновационных подходов в работе с учащимися.
Наша школа уже второй год проводит мероприятия согласно планам Лиги: технические выставки по темам «Телефоны старые и не очень», «Часы большие и маленькие, какими они были давно и недавно»; подготовка предметных проектов «Промышленность и экология: история и современность. Где стало лучше, где стало хуже и почему?»; научные дискуссии; деловые игры «Журналист. Командировка на завод», «Креатив-бой», «Детективные агентства»; мозговые штурмы по развитию инженерного мышления и др.
Учащиеся школы не просто принимают участие в мероприятиях Школьной Лиги, но и становятся победителями и призерами конкурсов «TimeLine», «Инфографика», «Нанокот», «Тромбодинамика» и т.д.
Свое знакомство с образовательным проектом «Школа на ладони» я начала с изучения материалов медиатеки «Школьной Лиги» и просмотра программ, как конкурсных, так и учебных. Заинтересовавшись ТРИЗ-педагогикой, дистанционно прошла курсовую подготовку. Внедрение методов ТРИЗ-педагогики начала уже вовремя выполнения заданий курса. Эпизодически на уроках физики в 10 классе предлагала учащимся решать открытые и исследовательские задачи. Нестандартные условия этих заданий вызвали у ребят особый интерес, что и послужило стимулом для создания мной серий задач для проведения не только уроков, но и внеклассных мероприятий.
 В рамках внеурочной деятельности в 5 классе, используя учебный мозговой штурм (УМШ), провела интеллектуальную игру по решению открытых и исследовательских задач. Новизна заданий, сказочные сюжеты, возможность каждого ребенка «выдавать» самые оригинальные, порой даже неправдоподобные решения, сделало игру неповторимой. Основная цель, которую я ставила перед собой, - развитие у школьников творческого стиля мышления. Также игра показала необходимость обучения учащихся работать в команде, принимать решения, отстаивать свою точку зрения. Поэтому я сделала вывод, что использование метода мозгового штурма позволяет детям  не только изобретать новое и реализоваться в творчестве, но и развивать универсальные учебные действия (УУД).
В рамках «Недели нанотехнологий и технопредпринимательства» для учащихся 7 классов провела «Креатив-бой». Подборка задач из различных сфер деятельности человека, их реалистичность, наглядное оформление заданий, возможность фантазировать, изобретать, все это сделало игру интересной и познавательной.
Одна из задач, предложенных семиклассникам:
Лоси и олени нередко становятся жертвами автомобилей, особенно в зимнее ночное время, когда из-за скользкой дороги водитель не успевает затормозить перед вышедшим из леса животным. В одной только Финляндии каждый год на трассах погибает 4000 северных оленей. Для уменьшения этого числа оленеводы нашли выход.  Попробуйте и вы.
В числе предложенных детьми решений было названо и то, которое было тем самым выходом, найденным оленеводами, а именно: покрасить рога специальной светоотражающее краской, чтобы ночью далеко было видно.
ТРИЗ-педагогика дает большие возможности для создания и использования в учебной деятельности исследовательских и изобретательских задач, деловых игр.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
• рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
• освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
• работать групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
• ориентироваться  в нестандартных ситуациях;
• концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
• относительная сложность подготовки;
• отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
• отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся групповая работа. Участие в проекте «Школьной Лиги РосНано» - это, чаще всего, групповая или коллективная деятельность, причем, не только учащихся, но педагогов.
Конкурсы, игры, конференции и другие события, предлагаемые Лигой, – это уникальная возможность вырастить не только творческую личность, но и, может быть, ученого или изобретателя, или просто успешного ученика, обладающего умением находить нестандартные решения при решении задач, умеющего делать выводы и находить выходы из любых сложных ситуаций.