СЕМЬЯ И ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА И РОЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Чудилин Г.И.
Россия, г. Самара, Федеральная служба государственной статистики по Самарской области

Демографическое развитие Самарской области во многом типично для всех крупных, индустриально развитых и высоко урбанизированных регионов Европейской России. Для них характерны низкая рождаемость, относительно более стабильная динамика смертности и несколько лучшие, в сравнении со среднероссийскими, показатели ожидаемой продолжительности жизни, положительный миграционный прирост.

Самарская область в начале 90-х годов одна из первых вступила в полосу депопуляции, примерно на год, опередив все население России. Уже в 1991 г. и до настоящего времени определяющей характеристикой демографических процессов продолжает оставаться естественная убыль населения. Несмотря на эти факты, численный состав населения Самарской области начал сокращаться только с 1997 года. Причина - в стабильно высокой миграции тех лет, обеспечивающей постоянный миграционный прирост населения, полностью или частично покрывающий его естественную убыль.

Особенно благоприятными, с этой точки зрения, были 1993-1995 гг. В 1994 году миграционный прирост более чем вдвое перекрыл естественную убыль. И дело не только в том, что Самарская область в миграционном отношении весьма привлекательна благодаря своей экономической стабильности и относительно высокому уровню жизни при сопоставлении с другими регионами России. Одной из главных причин роста численности населения в Самарской области в 1991-1997гг. стало изменение направлений внутренних миграционных потоков. По сути дела в 1990-е годы в тенденциях внутренней миграции произошел знаменательный переворот: если в предшествующие десятилетия потоки мигрантов устремлялись в восточном и северо-восточном направлениях, то есть носили преимущественно центробежный характер, то с началом экономических реформ и резким падением уровня жизни в большинстве окраинных регионов страны во внутренней миграции усилились центростремительные тенденции. Это привело к увеличению концентрации населения в Европейской части России, внешне выразившейся в увеличении миграционного прироста, в том числе и в Самарской области.

Вторая половина 90-х годов и начало нового тысячелетия оказались для Самарской области менее благоприятными, несмотря на то, что ее население до сих пор пополняется мигрантами. Стабилизирующее воздействие фактора миграции на численность населения области постепенно ослабевает. В 2003 году естественные потери были компенсированы миграционным приростом лишь на 10,5%.

Более противоречива динамика основных процессов воспроизводства (рождаемость и смертность) и их влияние на численный состав населения области. По расчетам Федеральной службы государственной статистики, естественная убыль населения в Самарской области будет сохраняться в течение всего прогнозируемого периода (до 2015г.). К числу основных факторов, предопределяющих неблагоприятный прогноз, следует отнести регрессивную возрастную структуру населения области и негативные тенденции в процессах его воспроизводства.

Падение коэффициента рождаемости продолжалось вплоть до 1997-1998гг. и находило свое объяснение. Было совершенно очевидно, что на рождаемость действуют два фактора. Во-первых, в репродуктивных возрастах доминировали женщины, реализовавшие свои репродуктивные намерения в 1980-е годы под влиянием мер по стимулированию рождаемости. Во-вторых, шоковая терапия, беспрецедентное падение уровня жизни и реальных доходов, прежде всего, сказались на семьях с детьми и на молодых семьях без детей.

Начиная с 1995 года ситуация в Самарской области меняется: заметно сокращается вклад молодых матерей в величину итоговой рождаемости, а средний возраст матери быстро повышается. Так, средний возраст матери в 2003 году составил 26,30 лет против 24,81 в 1995г. В ближайшее время, вероятнее всего, этот процесс будет углубляться подобно тому, как это происходит во всех развитых странах.

Невысокий, но устойчивый рост рождаемости в области наблюдается с 2000 года. В 2003г. численность родившихся увеличилась на 5,7% по сравнению с 2002г. Растет рождаемость в возрастных группах женщин старше 25 лет. Довольно значимы приращения интенсивности рождений и в более старших возрастных группах. Общий коэффициент рождаемости в 2003 году сложился на недостаточном уровне 9,8 промилле (в целом по Российской Федерации – 10,2 о/оо, в Приволжском федеральном округе (ПФО) – 10,0 о/оо). В рейтинге регионов Самарская область по данному показателю находится на 8 месте.

В отличие от возрастных распределений рождений структура родившихся по очередности на протяжении последних лет демонстрирует устойчивость. В ней стабильно доминируют первые и вторые рождения, что является доказательством твердых ориентаций семей Самарской области на одно-двухдетную модель семьи. При этом однодетная модель является явно более предпочтительной. Данные текущей статистики также подтверждаются результатами Всероссийской переписи населения 2002 года. Если в 1989г. средний размер семьи составлял 3,2 человека, то перепись 2002 года показывает уменьшение данного показателя до 2,7 человек. Развитие демографических и культурных процессов тесно связано с состоянием института семьи. В современном обществе функция воспроизводства населения по-прежнему сохраняется за семьей, несмотря на отдельные, исторически не свойственные нам, отклонения (гражданские браки, внебрачные дети). Демографическое поведение семьи непосредственно зависит от условий и образа жизни членов семьи, от их обеспеченности работой, надежности доходов на завтрашний день. К сожалению, экономическое положение семьи в последнее время сильно изменилось в отрицательную сторону. Под воздействием социально-экономических и культурно-психологических факторов ослабевает потребность в детях у молодых семей. Для простого воспроизводства населения молодая семья должна иметь троих детей, а большинство из них ограничивается одним - двумя ребенком.

Важнейшими демографическими последствиями такого состояния семьи является снижение рождаемости и рост смертности, депопуляция и сокращение продолжительности жизни населения.

Основное экономическое последствие – уменьшение в перспективе численности трудовых ресурсов, постарение трудового потенциала, рост заболеваемости, увеличение демографической нагрузки пожилыми людьми и рост затрат на их социальное обеспечение; снижение возможностей экономического роста. Рост численности трудовых ресурсов в настоящее время стал результатом высокой рождаемости в 80-е годы. Увеличение числа трудовых ресурсов можно ожидать до 2006 года. Впоследствии низкий уровень рождаемости, сложившийся в настоящее время и в 90-е годы прошлого столетия, приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных лиц, что обусловит, в свою очередь, уменьшение численности трудовых ресурсов и постарение трудового потенциала.

К социальным последствиям демографического кризиса семьи относятся рост числа вдов, вдовцов и детей-сирот; психологическое неблагополучие в неполных семьях; рост бедности; снижение числа молодежи призывного возраста. Так, только за 2003 год численность мужчин, вступивших в призывной возраст, сократилась на 1,5 тыс. человек или на 5%.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Самарской области насчитывается 270 тыс. вдов, что на 9% выше показателя 1989г., а число вдов в возрасте 16-49 лет, т.е. в репродуктивном возрасте, увеличилось на 49%. Количество вдовцов за межпереписной период возросло на 50% и составило в 2002 г. 42,1 тыс. человек против 28,1 тыс. человек в 1989 г.

Необходимость проведения целенаправленной и эффективной семейной политики остро осознается в нашем регионе. В составе Администрации Самарской области более 10-ти лет работает Управление по делам семьи, материнства и детства.

К числу наиболее эффективных мер социальной политики нашего региона в области государственной семейной политики необходимо отнести разработку, принятие, практическую реализацию ряда целевых территориальных программ, приоритетными направлениями которых является охрана здоровья населения, улучшение положения, повышение уровня и качества жизни семей.

В апреле 2001 года Самарской Губернской Думой был принят Закон «Об утверждении территориальной целевой программы «Здоровье населения Самарской области на 2001-2005 годы». На реализацию программы из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований выделено почти полмиллиарда рублей. Эта программа включает в себя ряд подпрограмм, одной из них является «Охрана репродуктивного здоровья семьи. Цели подпрограммы - охрана репродуктивного здоровья населения; создание условий для рождения желанных здоровых детей и сохранения здоровья женщин; предупреждение инвалидности, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности.

Основными мероприятиями подпрограммы являются:

  1. реорганизация и оснащение перинатального центра Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина;
  2. реорганизация и оснащение Центра планирования семьи и репродукции г.Самары;
  3. укрепление материально-технической базы службы родовспоможения центральных районных больниц;
  4. оснащение базовых женских консультаций для ранней диагностики рака;
  5. укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений городов области и др.

Реализация вышеуказанных мероприятий дает положительные результаты. За период с 2001-2003гг. уровень младенческой смертности в области снизился на 8% и составил в 2003 году 9,0 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся, что на 27% ниже общероссийского показателя (12,4). Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область по данному показателю находится на втором месте.

Уровень материнской смертности за последний год снизился на 5% и составил в 2003 году 12,6 умерших женщин. За последние 3 года (а именно с момента действия программы) в области также сократилось число абортов на 8% (30969 абортов в 2003г. против 33752 в 2001г.), снизился уровень перинатальной смертности на 3% (8,41 умерших в перинатальный период в расчете на 1000 родившихся мертвыми и живыми в 2003г. против 8,71 в 2001г.).

Кроме того, на территории региона действует целевая программа мер по улучшению положения семей Самарской области и профилактике детской безнадзорности, рассчитанная на 2003-2005 годы.

Основной целью Программы является практическая реализация в Самарской области государственной семейной политики по улучшению благополучия семей, защите детства.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. развитие системы защиты семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
  2. укрепление инфраструктуры обслуживания семьи и детей, в том числе в ведомствах физической культуры, спорта, туризма, культуры, образования;
  3. совершенствование форм и методов профилактики безнадзорности детей.

Большое внимание вопросам рождаемости, в том числе улучшению благосостояния, повышению уровня и качества жизни семей уделяется и в «Основных направлениях демографической политики Правительства Самарской области до 2015 года». Приоритетные направления в этой сфере:

  • формирование условий для прекращения дальнейшего распространения бездетности, малодетности и откладывания рождений;
  • использование преимуществ, создаваемых благоприятной возрастной структурой населения активных брачных и репродуктивных возрастов, путем стимулирования рождаемости в молодых семьях;
  • расширение репродуктивной ориентации на двух – трехдетную модель семьи;
  • формирование идеологии крепких семейных отношений, пропаганда семей с детьми, содействие развитию общесемейных ориентиров и интересов.

Формированию желательного типа семьи, социального поведения будет способствовать интеграция мер демографической политики в систему социальных программ:

  • информационная поддержка института семьи и брака;
  • содействие молодым семьям в решении жилищных проблем, развитие молодежного жилищного строительства.

Важным этапом в этом направлении на территории области является принятие в июне 2004 года Закона «Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области». В законе прописаны социальная поддержка населения Самарской области (субсидии) и правовые гарантии в сфере ипотечного жилищного кредитования. Закон защищает права и интересы несовершеннолетних, недееспособных (или частично дееспособных) граждан. Помимо того, что закон составляет правовую базу для дальнейшего развития ипотеки, его главная особенность в том, что ипотека станет более доступной для молодежи.

В большинстве случаев молодая семья не располагает средствами для внесения первоначального взноса на приобретаемое жилье. Поэтому в законе предусматривается их поддержка при ипотечном жилищном кредитовании. Молодым семьям (где возраст супругов не превышает 30 лет) ипотечные кредиты могут предоставляться на срок до 30 лет.

Демографическая политика, проводимая в Самарской области, должна способствовать не только повышению уровня рождаемости и качества жизни семей, но и стимулированию миграции в регион лиц в репродуктивном возрасте, особенно молодежи. Происходящие принципиальные изменения в воспроизводстве населения, возрастающая социальная значимость и новые вызовы к эффективному решению демографических проблем учитываются при формировании долгосрочной стратегии, прогнозов и программ социально-экономического развития Самарской области. Учет требований демографического фактора Правительство Самарской области рассматривает как важнейшее условие обоснованности региональной социально-экономической и культурной политики.

Учитывая, что демографическая политика охватывает многие сферы жизнедеятельности: социальное обеспечение и социальную защиту, семейную политику, здравоохранение, образование, жилищную, молодежную, культурную политику, физическую культуру и спорт, - более эффективно решить демографические проблемы области позволит объединение усилий всех органов государственной власти и общественности.