СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мухаметзянова Г.В.
Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО
Система современного высшего образования России развивается в контексте рыночных модификаций, обусловленных социально-экономическими условиями развития общества. Наряду с общим изменением статуса, роли и престижа высшего образования, наметились предпосылки общественного признания его ведущей роли в государственной политике, понимание того, что оно выполняет системообразующие функции как источник новых знаний и качественных людских ресурсов, важнейший элемент инновационного потенциала общества, опорная база национальной информационной системы во взаимосвязи с мировыми системами получения, хранения и передачи знаний.
Интенсивное и неоднозначное влияние на развитие высшего образования оказывает глобализация и новые реальности, обусловленные революцией в информационно-коммуникационных технологиях. Наряду с поиском решения актуальных проблем высшего образования, обусловленных неоднозначными проявлениями системного кризиса, стратегии и тенденции его развития должны учитывать как открывающиеся возможности, так и опасности, связанные с необходимостью адаптации к условиям международного образовательного взаимодействия, конкуренции, сложившегося реального неравенства в мировом образовательном пространстве.
В период резкого сокращения бюджетного финансирования (2000-2004 гг. в расходной части бюджета на высшее образование выделено 4,3 %) в отдельных направлениях, тем не менее, происходили заметные изменения и преобразования. Примерами являются кардинальная перестройка социально-экономической структуры образовательного процесса, многоуровневая система, укрепление негосударственного сектора, глубокие преобразования в про¬цессе информатизации, реанимация международных контактов вузов. Экономические механизмы 90-х годов обеспечили реальную автономию высшей школы во внебюджетной деятельности, а налоговые льготы способствовали ее заметному укреплению.
Программа модернизации высшего образования, реализуемая в настоящее время, несет в себе в силу объективных факторов целый ряд серьезных противоречий. Самым главным недостатком этого документа является неполное соответствие провозглашаемых идей и целей с ведущими направлениями их реализации. Это обусловлено тем, что определение стратегических направлений модернизации не подтверждено соответствующей институциональной структурой для выработки научно-обоснованных подходов к ее решению и объективной экспертизы результатов. Формирование программы преобразований в большей степени проводили специалисты в области экономики образования, методологические представления которых основываются на концепции потребительского рынка образовательных услуг.
Разработчики программы модернизации считают возможным и необходимым ориентировать весь образовательный процесс на ключевые экономические категории: рынок, товар, потребности, качество, спрос, предложения, конкуренция, компетентность, маркетинг и ряд других. Рыночный подход к специалисту в особый приоритет выводит потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной производительной силе, в накоплении и использовании научно-технического и культурного потенциала.
Высшие учебные заведения предназначены для удовлетворения обозначенных потребностей. Потребности эти, как свидетельствует реальная российская практика, удовлетворяют на различных уровнях, зависящих от времени их возникновения, качество материально-технической, научной, информационно-методической обеспеченности и преподавательского потенциала. Каждое конкретное учебное заведение в силу отмеченных особенностей вступает в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. И вот здесь-то и возникает главный критерий деятельности вуза - качество выпускаемого товара - выпускника, будущего специалиста. Безусловно, что выпускник - не единственный, но самый стержневой продукт вузовской деятельности.
Следует отметить, что, с точки зрения структурной организации российского рынка, определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена. Это количество производителей и потребителей, а также структура коммуникаций между ними определяют стиль взаимодействия спроса и предложения. Культовым понятием, выражающим смысл и сущность рыночных взаимоотношений, является понятие конкуренция. В этом случае конкуренция определяется как тип взаимоотно¬шений между производителем по поводу определения приоритетов и их объемов на рынке. Это конкуренция между производителями. Подобным же образом моделируется определение конкуренции между потребителями как взаимодействие в процессе формирования цен и объема спроса на рынке.
Разработчики программы модернизации рассчитывают на то, что в условиях деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации будет создан рынок покупателей, определяемый, как правило, превышением предложения над спросом. Здесь условия в значительной степени диктуют покупатели (абитуриенты и студенты), усиливая свое влияние на качество образовательных услуг и, в итоге, на весь традиционный и инновационный потенциал учебных заведений. Отсюда в условиях рынка покупателей вузы вынуждены соперничать между собой как за абитуриентов, финансовые ресурсы, научно-педагогические кадры, материально-технические и информационные возможности, так и за предприятия, учреждения, социокультурные сферы, предлагающие работу выпускникам школ. Предполагается, что все это будет инициировать направленность, реакцию вузов на спрос и ускорит адаптацию к динамике социальной деятельности. Вместе с тем, абитуриенты и студенты, выступающие в качестве потребителей образовательных услуг, и выпускники вузов, являющиеся продавцами своих потенциальных профессиональных возможностей на рынке труда, вынуждены конкурировать за трудовые вакансии, предлагаемые государством и предприятиями. Следует отметить, что до настоящего времени сохраняются тенденции кризисного состояния развития сфер экономики и хозяйства. Поэтому можно предположить, что на рынке труда еще достаточно долго будет сохраняться устойчивое превышение предложения над спросом, что определяет рост рынка покупателей. Работодатели, как и студенты, будут оказывать искусственное влияние на политику учебных заведений как производителей в сфере оказания образовательных услуг.
Следует констатировать, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки, с номенклатурой специальностей и специализаций, с длительным периодом подготовки конкретного специалиста. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят изучить дополнительные к основным циклам дисциплины, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранного языка, информационных технологий, а реальная практика нуждается в инженерах, строителях и других специалистах промышленно-технических отраслей. Истоки этих интересов понятны, как думается, понятно и то, что дополнительная подготовка (часто с дополнительной оплатой) плохо совмещается с жестко регламентированным учебным графиком традиционной подготовки. При этом следует отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников. Эти колебания совпадают по времени с динамикой и направлениями развития экономики. Однако в силу радикальности социально-экономических преобразований в России сегодня это расхождение спроса и предложения велико как никогда. В борьбе за выживание учебные заведения применяют маркетинг, использующийся как предвидение, управление и удовлетворение спроса на образовательные услуги. При использовании маркетингового подхода изучают и прогнозируют конъюнктуру. Конъюнктура - это сложившаяся экономическая ситуация, включающая соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, «портфель» заказов по отраслям и иные экономические показатели. Учитывая специфику учебного заведения как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры должны учитываться не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы. То же самое приходится сейчас делать каждому выпускнику на индивидуальном уровне в силу сложившейся ситуации на рынке труда.
В силу отмеченных тенденций осуществляемая программа модернизации высшего образования пока что предусматривает организационно-экономические меры: единый государственный экзамен в сочетании с государственными именными финансовыми обязательствами, изменение организац¬онно-правовой структуры вуза как хозяйствующего субъекта, конкурсное распределение госзаказа на подготовку специалиста и соответствующих ресурсов, многоканальное финансирование с участием регионов и потребителей образовательных услуг, адресную социальную поддержку обучаемых через кредиты, субсидии, изменение системы оплаты труда преподавателей и пенсионного обеспечения, приоритетную государственную поддержку установленной груп¬пы «ведущих» вузов. Эти мероприятия активно и массово апробируются и реализуются. Анализ полученных результатов, объективная оценка и учет проблем и противоречий в процессе их внедрения являются базой для разработки стратегий преобразований в системе высшего образования и в конкретных вузах в частности. Результаты наших исследований в ходе аккредитационного мониторинга вузов России, проведенного в 2003-2004 гг., позволяют считать, что стратегия модернизации высшего образования должна ориентироваться не только на его феноменологию как производителя образовательных услуг. Высшее образование следует рассматривать прежде всего как творческую среду, социокультурная заданность функций которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, моделей, теорий, методологии, технологии, информации. В научно-образовательном пространстве реализуются не столько отношения «производитель - потребитель услуг», сколько отношения профессионального сотрудничества. Результатом же этого сотрудничества являются новый уровень профессиональной компетентности участников как партнеров и активных членов социума, а также многоаспектный веер общезначимых интеллектуальных продуктов и коммуникаций. Рассматривая сферу высшего образования как интегративную, многоаспектную образовательную деятельность, происходящую в специальной творче¬ской среде, в систему приоритетных направлений, наряду с экономическими отношениями, необходимо включать во взаимосвязи содержание образования (целостность, глобализация, гуманизация, фундаментализация, непрерывность, интероперабельность, межпредметность, интегративность, диверсификация, профессионализация, компетентность, личностная ориентированность, креативность и др.); совершенствование педагогических и информационных технологий; развитие научной и инновационной деятельности; гармонизацию коммуникаций вузов с социумом и государством; демократизацию внутривузовской жизни; структурные изменения и институциональные трансформации; эффективный менеджмент; интенсивное международное сотрудничество. Сегодня по этим направлениям в российских вузах проводится целенаправленная системная работа, имеется достаточно доказательный опыт, современные и перспективные методические, организационные и управленческие решения.
На данном этапе стратегической целью модернизации качества высшего образования является обобщение инновационного опыта, обеспечение доступа к информации, методическая и консалтинговая поддержка реализации и внедрения инноваций, стимулирование партнеров инновационных процессов с учетом их достижений. Особого внимания в ряду перечисленных направлений заслуживают проблемы, лимитирующие системное, целостное и непрерывное развитие высшего образования и оказывающие самое непосредственное влияние на модернизацию его качества и конкурентоспособность.
Во-первых, это кадровое обеспечение. Оно определяет уровень и масштабы инноваций, мобильность образовательной системы к генерированию и восприятию объективно необходимых изменений и нововведений, преодолению экономических и социокультурных барьеров.
Современный этап модернизации пока что только декларирует необходимость решения экономических проблем преподавателей вузов. В качестве жизненно важной проблемы необходимо организационно и финансово обеспечить как внутривузовскую, так и международную активность, возродить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации на базе ведущих вузов, совершенствовать целевую аспирантуру и докторантуру, создать реально действующую систему административных и материальных стимулов, перераспределения ресурсов, использовать для преподавателей и администраторов высшей школы образовательные ваучеры, дающие право периодического приобщения к передовым образовательным, научным и профессиональным достижениям. Без решения кадровой проблемы все стратегические цели модернизации качества высшего образования останутся декларацией.
Другой не менее важной проблемой модернизации качества высшего образования является проектирование содержания образования на методологии деятельностного подхода, формирующего умение студента работать со знаниями, информацией и технологиями. Но эти подходы по изменению концептуального развития учебного процесса только начинают осознаваться и пока не находят необходимого научного, методического и организационного обеспечения. По сути в современных условиях образовательный процесс должен находиться в состоянии постоянного инновационного наполнения и развития, основными направлениями которого являются целостность, фундаментализация, интероперабельность, интегративность, проблемная ориентированность с учетом потребностей профессиональной практики (интегративные курсы, проектный метод, метод «кейс-стади», учебно-научно-исследовательские и учебно-производственные модули, широкое использование информационно-коммуникационных технологий и др.).
Особо пристальное внимание должно обращаться на гуманитарный компонент, формирующий жизненные социокультурные ценности, механизмы поведенческой деятельности, в том числе в процессе межличностных коммуникаций посредством полноценной передачи идеалов социального и профессионального стиля поведения, детерминированного самообразовательным потенциалом студента, воспитание его, ответственности за создание образа своего «я». Следует также иметь в виду, что в условиях глобализации образовательных процессов происходит активный процесс гомогенизации культуры, в ходе которого Россия усваивает далеко не лучшие стереотипы. Существует конкретная опасность, что российское высшее образование, приобретая черты своеобразного реципиента, воспринимающего не лучшие образцы культуры общемировой провинции, утрачивает самобытное и результативное наследие. Поэтому гуманитарной задачей отечественного высшего образования является сохранение истинных ценностей, форм и традиций, составляющих ядро российской культуры. В том числе и национальной.
Проведенный нами аккредитационный мониторинг позволяет со всей очевидностью в разряд важных стратегий модернизации качества высшего образования отнести менеджмент. Ключевой проблемой в области вузовского менеджмента является проектирование системы управления образовательным учреждением на принципах управления качеством подготовки специалиста. Создание же сопутствующих систем (контроль качества, управление учебным процессом, исследованиями, бюджетом, персоналом, документооборотом, связями с рынком труда и образовательными услугами и др.) должно обеспечивать решение главной задачи - модернизации качества высшего образования.
Поскольку управление современными многоуровневыми вузовскими комплексами требует адекватного информационного обеспечения, поэтому особое значение здесь приобретают автоматизированные системы управления и реально действующая автономия вузов. Эффективный менеджмент возможен в достаточно свободной и самоуправляемой организации.
Анализ процессов, происходящих в российском образовательном пространстве, позволяет определить и выявить весьма противоречивые тенденции его развития в контексте глобальных процессов в мировом образовании.
Глобализация и реализация идеи «образование без границ» при главенствующей роли развитых государств в лице их ведущих университетов, в условиях превосходства в информационно-коммуникационных технологиях, при наличии ограничений в доступе к информационным ресурсам, экспансии новых субъектов в конкурентном образовательном поле в виде «виртуальных университетов» и университетов при корпорациях, при гигантском разрыве в бюджетах систем высшего образования разных стран, привели к возрастанию неравенства возможностей в вузовской сфере. Россия по своему нынешнему экономическому и политическому положению в мире относится к странам третьего мира. В образовательной сфере по этой причине проходит вяло текущий процесс сближения отечественной системы высшего образования с мировым образовательным сообществом, определяемый активной позицией небольшого количества элитных вузов. Сегодня ставка делается на присоединение к Болонскому процессу и вступление во Всемирную торговую организацию.
Цели Болонского процесса выражаются в сравнимости и признании дипломов и квалификаций, обеспечении мобильности студентов и персонала, росте автономии и конкурентоспособности европейских вузов за счет интеграции интеллектуального потенциала, а также в методах их достижения - двухступенчатая архитектура степеней, применение кредитной системы на основе зачетных единиц, моделирование адекватных процедур аккредитации, новые приложения к дипломам. Эти цели и методы их достижения для нашей системы высшего образования принципиальных противоречий не представляют. Более того они наполняют инновационным смыслом реформаторские проекты. В значительной мере для большинства ведущих вузов страны условия Болонской конвенции носят организационно-методический характер, поскольку ряд нормативных документов, отраслевых и региональных программ, международных проектов и инициатив вузов направлены на решение проблем, аналогичных Болонскому процессу. В частности, решению задач европейской и мировой интеграции способствует процесс дифференциации вузов путем введения категории «ведущих», принятие закона «Об университетах» с четкими статусными критериями, а также разрешение вузам, прошедшим отечественные и международные согласованные процедуры аккредитации, выдавать собственные дипломы.
Объективно оценивая соизмеримость масштабов европейской и российской систем высшего образования, в ближайшие годы нельзя рассчитывать на реальное участие России в программах и проектах Болонского процесса, потому что ни бюджет Евросоюза, ни интересы европейских рынков труда и образовательных услуг не инициируют официального включения нашей страны в программы европейского сотрудничества. В целом же вхождение в Болонский процесс, выраженный как согласование образовательных политик и процедур при соблюдении традиций и достоинств отечественной высшей школы, - явление прогрессивное. Но существует противоречивая негативная тенденция - конъюнктурное перенесение зарубежного опыта и его насильственное внедрение в образовательную практику бюрократическим путем через законодательные и нормативные акты.
Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит отечественную систему высшего образования перед открытием рынка образовательных услуг на базе «прорывных» высоких технологий и стандартов.
В условиях преимуществ ведущих зарубежных образовательных структур отечественный вузовский рынок не выдержит конкуренции, потому что ограниченный опыт функционирования высшей школы в конкурентной среде, последствия традиционной отраслевой системы и процесса выживания в последние годы реформ, сохранение «языкового и цифрового барьеров» как следствие былой закрытости общества и отставание в информационной сфере, низкий внутренний платежеспособный спрос при слабой государственной поддержке не позволяют надеяться на то, что сохранившийся интеллектуальный потенциал и академические традиции российской высшей школы смогут противостоять конкурентноспособному натиску зарубежной школы.
В этих условиях основной стратегией развития отечественной системы высшего образования является модернизация всех аспектов деятельности, которая при сохранении и развитии ее достоинств позволила бы повысить инновационный потенциал вузов и при создании стабильного социально-экономического положения в России повысить качество массового высшего образования до уровня, позволяющего успешно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг.