ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ, НАУКИ И ВЕРЫ
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин)
Россия, г. Самара, Православная Духовная семинария
Образование, культура и религия – основополагающие и смыслообразующие составляющие бытия человека. Безусловно, нельзя не поддержать позицию организаторов конференции в обозначении проблемы взаимообогащения образования и культуры и их влияния на развитие личности человека. Полноценный процесс образования возможен только при условии передачи традиций, отечественных культурных ценностей, знакомства с ценностями народов мира. Кроме того, сама образовательная деятельность должна быть организована как культурная деятельность, которая, в свою очередь, обогащается и возвышается главной целью образования - «формированием Образа Божия». Разрешение этой многоаспектной проблемы требует больших усилий, о чем свидетельствует неиссякаемый интерес со стороны ученых, педагогов различных регионов и стран. В работе этой конференции принимают участие высококвалифицированные профессионалы, ученые, учителя практики, психологи, дабы поделиться результатами исследований, накопленным опытом в сфере воспитания детей и молодежи. И так как здесь собрались специалисты, заинтересованные в достижении цели по формированию и развитию духовно-нравственной личности, целесообразно уточнить проблему конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность и духовное делание». О христианском значении культуры образно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Рождественских чтениях: «Все лучшее, розданное человеком, все, стало неотъемлемой частью нашей культуры, сохраняет в себе Божественное основание. Вот отчего нам понятен глубинный христианский лик культуры, несмотря на все пагубные веяния последнего времени». По мнению лауреата Нобелевской премии немецкого физика Макса Планка, история всех времен и народов весьма убедительно свидетельствует о вдохновляющей роли религиозной веры в жизни великих мыслителей, поэтов, художников, ученых, реформаторов, в жизни миллионов обыкновенных людей. Кроме того, духовное делание органично связано со сферой образования. Этимологически слово образование произошло от слова «Образ», давать образование, значит помогать восстанавливать Образ Божий. «И создал Бог человека по Образу Своему и по Подобию» (Библия, Быт., гл.5). Непослушание Богу привело к потере первыми людьми духовного богатства, утрате Подобия Божиего.
Высшая цель жизни человека на земле не утратить возможность духовного очищения, связи твари и Творца. Духовное совершенствование - это сфера веры, религии.
Проживание человека на земле осуществляется в процессе различных видов деятельности. Высшая область человеческой деятельности - умственная деятельность, т.е. сфера науки. Основная цель науки - обеспечение земной, временной жизни. Величайший физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн точно сформулировал соотношения между религией и наукой: «Истинную цель для человека определяет религия. Однако в вопросе о том, к каким средствам следует прибегнуть для достижения этой цели, есть что сказать и науке. Те, кто желает познать истину во всей полноте, придает науке форму, конструирует ее, ставя ее в определенные рамки. Однако в основе науки, в ее началах опять в значительной мере присутствует религия. Я не могу себе даже представить какого-либо ученого, лишенного глубокой веры». Эти две сферы могут быть объединены одной связующей нитью, одной идеей - взаимодействие по достижению духовного очищения человека во время его земной жизни и подготовки к Царствию Божиему, к Вечной жизни. «Познаете истину, и истина сделает нас свободными» (Ин. 8:32). Свобода сопряжена с величайшей ответственностью, с вовлечением личности во всю иерархию бытия. С рождения человек включен в иерархию отношений семейных, общественных, государственных, природных. Но как Божие Творение он принадлежит Богу. Поэтому истинная свобода есть постоянная ответственность перед Творцом. Но все ли люди понимают это предназначение? Отрекаясь от Бога, своего наследия, современный человек, часто возлагает свои надежды на науку, технологии, мировой прогресс. Бессознательно человек надеется на стабильность земного пути, на устойчивость и неизменность законов природы, не понимая, что только десница Господня удерживает мир от хаоса и беспредела.
Одним из самых распространенных и бесплодных споров на протяжении столетий является дискуссия о взаимоотношениях науки и религии (веры). Различные проблемы обсуждают в процессе спора:
? отношение ученых к религии;
? отношение церкви к научным открытиям;
? нравственные аспекты науки.
В данной полемике опасны дилетантские, вульгарные выводы по принципу идеалистического философского течения «Я это не видел, значит, оно не существует». Известное высказывание Н.С.Хрущева после полета первого космонавта: «Гагарин не видел Бога, следовательно, Его нет» - было подхвачено атеистами. И это не удивительно, лауреат Нобелевской премии, американский физик Роберта Милликен подтверждает отсутствие научного воззрения у атеиста: «Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть ученым». К сожалению, поколение 60-х годов воспитывалось в логике абсурдности. Эта логика прекрасно продемонстрирована героями сказки «Алиса в стране чудес» «Я дышу, когда сплю, я сплю, когда дышу». Наши соотечественники с энтузиазмом восприняли высказывание главы государства и рассуждали о религии как опиуме для народа, не задумываясь об абсурдности и бессмысленности представленных доказательств. Но ведь эти же люди рассмеялись, если бы услышали «Я не вижу электрического тока, следовательно, он не существует», и начали бы приводить аргументы по опровержению этого утверждения.
Общеизвестно, что каждое научное знание имеет границы своего применения. Выход за ее пределы, как правило, порождает кризисную, парадоксальную ситуацию. Поэтому опасен также перенос знаний в другие сферы, без учета границ применения. История развития наук изобилует примерами методологических кризисов как результата противоречий между старыми знаниями и новыми фактами. В естествознании много примеров пересмотра главных принципов и парадигм. Например, пересмотрены представления Ньютона об абсолютном пространстве и времени, фундаментальные соотношения между волнами и частицами, границы приложения геометрии Евклида и др.
Но особенно опасен механический перенос законов природы в сферу общественных отношений, отношения к религии. Например, распространив принцип детерминизма, свойственный для материи, на высшую сферу, сферу Духа человека, марксисты пришли к отрицательному пониманию свободы как осознанной необходимости. Очень точно и образно обрисовал порожденную марксистами свободу Н. Бердяев: «Необходимость есть дурная, бессознательная свобода, свобода не просветленная Логосом. Принудительная необходимость есть лишь обратная сторона мирового распада... Необходимость есть падшая свобода, свобода вражды и распада, свобода хаоса и анархии». Но, в таком случае, является ли свобода абсолютной в смысле индетерминизма? Можно ответить очень кратко: «Один лишь Бог обладает абсолютной духовной свободой». Эту мысль далее развивает современный богослов А.И.Осипов: «Реальный человек духовно неполноценен, болен, подвержен действию самых разнообразных страстей, искажающих его душу и деятельность. Внешние же свободы совершенно не соотносятся с этим состоянием человека и не ориентированы на его духовное исправление и развитие, на достижение высшей цели всех общественных установлений - возведение каждой личности в достоинство нового человека (Еф. 2,15). Известный философ И.Ильин предупреждал от возможных философских заблуждений в трактовании этой категории. «При такой свободе воли (абсолютной) человек оставался бы существом, неподдающимся никаким воздействиям и влияниям ни дурным, ни благим; все прошлое было бы для него бесследным, все собственные решения и усилия бессильными, откровения Божественные - недейственными; так что шел бы он через жизнь, подобно огнестрельному оружию, заряженному чем-то страшным, неизвестным и непредусмотренным». Далее И.Ильин продолжает: «Но такой свободы, Слава Богу, ни у кого нет и никогда не было... Такое учение индетерминизма есть плод психологического невежества, духовной наивности и философского недомыслия». Вот яркий пример различных подходов к определению понятия «свобода» и вытекающих из конкретной дефиниции последствий.
Отношение между верой и наукой определяется также по принципу взаимоотношений абсолютного и относительного. Православие - это Абсолютная Богооткровенная истина, догматы Веры. Наука - это относительный характер теорий, законов, идей. Различные науки до определенной степени приближаются к пониманию происхождения и развития мира. Но история науки свидетельствует об относительности научных знаний: одна научная картина мира сменяется другой, третьей и т.д. Поэтому при преподавании школьных дисциплин важно излагать современные теории и концепции, помня об их относительном характере.
Существует множество реальных объектов и фактов, которые не могут быть объяснены с научной точки зрения. Ученые не могут объяснить, каким образом сформировалась Солнечная система. Все существовавшие гипотезы и теории потерпели фиаско. Сколько загадок в мире живой природы! Исследования генетиков показали, что определение жизни «как формы существования белковых тел» (Ф.Энгельс) бессмысленно. Так как, кроме наличия вещества, необходим продуманный замысел и гениальные конструкции по их реализации. ДНК обладает генетической информацией, голографичностью, текстоподобием, квантоволокальностью. А ведь до недавнего времени определение жизни, данное Ф.Энгельсом, представлялось и изучалось во всех учебных заведениях.
У ученых время от времени появляется потребность объяснить в научной и точной вертификации (свидетельствование): схождение Благодатного Огня, Благодатное Облако на Фаворе, мироточение икон, эффект Туринской Плащаницы и многие другие явления? Но ни один научный метод не дает ответа на вопросы. Ответы можно получить в Книге жизни, в Библии. С этой точки зрения, очень показателен пример исследования причин демографического кризиса. Ученые-демографы при тщательном количественном анализе известных социально-экономических и материальных факторов не смогли обозначить существенные причины растущего кризиса. И только благодаря тщательному изучению Церковных книг, богословских трудов была названа одна из важнейших причин эпидемии детской смертности и низкой рождаемости детей. Академик РАЕН И.А.Гундаров отметил, что Библейские материалы содержат результаты колоссальных исследований в области социальной психологии. Изучение библейских текстов позволило ученым - демографам выделить Божие заповеди как индексы измерения уровня греховности, с их помощью сравнивать, оценивать результаты проводимого реформирования в различных сферах общественной жизни.
Среди основных показателей, гарантирующих демографическую стабильность наиболее весомым является целомудрие. Целомудрие - средство сохранения духовной чистоты. Ученые - генетики и физики РАН, открывшие эффект телегонии, констатируют вечное существование генетической памяти. Академик РАМТН, доктор биологических наук П.П.Гаряев отмечает, что в гене заложена вся информация и, прежде всего, тексты Божии. Каждому разумному человеку известно, что «В начале было Слово...». Вот почему информация о связях и отношениях между людьми сохраняется на генетическом уровне. Поэтому информация, воспринимаемая матерью, передается и сохраняется у ребенка. Вот почему, когда мать уничтожает свой плод в чреве, в ней остается информация о погибшем ребенке. Отрицательная информация, отражающая тревогу, страх, боль убиваемого малыша, все это, безусловно, влияет на здоровье матери. Таким образом, целомудрие - это не только понятие нравственное, целомудрие - это явление. Целомудрие проявляется в слове, отношениях между людьми, отношении к природе, окружающему миру. Целомудрие проявляется в нравственном отношении к результатам научных разработок, в оценке последствий проведения того или иного эксперимента, особенно, если он проводится с привлечением человеческих ресурсов, если он проводится в сфере образования.
Большой урон в формировании картины мира и научной этики сыграла пресловутая теория «эволюции». На протяжении десятков лет искажались факты, подтасовывались аргументы в пользу эволюционного подхода. Это объясняется тем, что концепция Ч.Дарвина освобождала лжеученых от нравственных принципов. Но, несмотря на то, что в последнее время теория дарвинизма была отвергнута в научном мире, ее до сих пор продолжают предлагать к изучению в школьных программах по биологии.
Благодаря науке человек может полнее раскрыть свой потенциал, глубже познать мир Божий, получить более совершенную технику и технологию. Но существуют опасности, связанные с развитием науки: создание оружия уничтожения, технологий воздействия на психику человека. Безусловно, важна нравственная ответственность ученого за результаты своего открытия (атомная и водородные бомбы, бактериологическое оружие и т.д.). Но еще одна опасность, которая имеет духовные корни - это гордость, спесивая вера во всесильность науки. Французский физик Андре Мари Ампер предостерегал своего ученика от подобной ситуации: «Берегись заниматься исключительно наукой, как ты это делал прежде... Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за край Божией ризы». Ибо, как отмечал Святейший Патриарх Алексий II, «Люди, возгордившись многознанием, в немалой степени лишились собственного разума, утратили самостоятельность и отчетливость мышления. Вооруженный новейшими достижениями цивилизации, человек не стал добрее. Не умея отличать подлинное от подмены, растерянный индивидуум бросается то в цинизм, то в псевдодуховность. Увы, технический и материальный прогресс сам по себе не принес человечеству ни мудрости, ни счастья».
В последние десятилетия проявляется нездоровый интерес людей к оккультизму. Создается псевдонаука, то есть наукообразная видимость объяснения паранормальных явлений, «неопознанных летающих объектов», нетрадиционных целительств, астрологических прогнозов. Огромный статистический материал свидетельствует об отсутствии корреляции между датой рождения человека и особенностями его жизни. Однако широко распространяются разнообразные виды практической магии, медитация, астрологических прогнозов и т.д. И какое внимание колдунам, целителям уделяют российские СМИ. Не секрет, что порой педагоги, психологи рекомендуют родителям и детям народных целителей, элементы медитации и релаксации. Социальные педагоги, психологи используют элементы тренинга НЛП (нейролингвистическое программирование). Опасность внедрения этого метода очевидна, именно благодаря этим тренингам «нам навязывают вполне определенные модели поведения, программируют на определенный выбор и т.д. И все это происходит помимо нашего сознания и, конечно, против нашей воли»,- с болью пишет автор книги «Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание» В.Ф.Прокофьев.
Среди средств, воздействующих на подсознание, особо следует отметить психотропные (технические) вещества. Из всех психотропных средств выделим компьютерные игры. Реклама центров компьютерных игровых автоматов заполонила города, районные села нашей области. Школьники просиживают часами за компьютером, платят деньги за деформацию своей психики. А порой и «добренькие» или беспечные директора школ предоставляют школьные компьютерные классы для платных «развлечений» учащихся. Так ли опасны суперсовременные компьютерные игры? Ответ на этот вопрос заложен в их программной основе - модели мультимедиа. Именно благодаря сочетанию различных каналов передачи информации (звук, цвет, многоплановое изображение и т.д.) формируется идеальный виртуальный мир, не имеющий ограничений в действиях, во времени, в пространстве. Негативное проявление этого развлечения - погружение в мир насилия, дети поставлены в ситуацию сравнения вундеркинда, оснащенного американской техникой, и его противника, как правило, представителя, обладающего русской военной техникой. Все это деформирует сознание и психику ребенка, происходит привыкание к убийству, страдания не вызывают сочувствия, формируются рабское поклонение западной технологии, поп-культуре, идеал супермена, открытое пренебрежение к ценностям своей страны. В ряде публикаций высказывается предположение, что технология виртуальной реальности может стать более сильным наркотиком, чем героин и ЛСД, ибо «позволит управлять индивидуальным сознанием более гибко» (Тарко В.). Попутно с любой игровой фабулой можно «вложить» любую, в том числе и вредную, информацию. Как подчеркивает исследователь в области информационной агрессии В.Ф.Прокофьев, «мультимедийного фаната» реальный мир не интересует, в том числе реальный мир своего Отечества. Победить общество, где таких фанатов будет большинство, гораздо легче, чем соборную нацию. За развлекательной программой видится серьезная проблема государственной безопасности.
Происходит информационное насилие над народом, что приводит к надругательству над его свободой и волей, вследствие чего появляется дискомфорт человека, рождаются различного рода фобии.
Вот круг проблем, которые необходимо обсуждать со школьниками.
При мудром руководстве учителя российские школьники смогут задуматься о превратностях существующего мира, о последствиях информационной войны, которая уже сейчас обрушилась на души юных. Например, совместная работа учителя Маркеловой Ольги Петровны и ученика 10 класса Чугая Ивана Сергеевича (школа №7 г. Сызрани) позволила им представить на Кирилло-Мефодиевских чтениях богатый материал по анализу приемов, способов и последствий информационной агрессии, осуществляемой средствами рекламы и ТВ. «Богата и обильна земля наша, и слишком много охотников владеть ею. Чем слабее Россия, тем ближе добыча. Чем слабее души - тем проще их завоевать. Используемые приемы для манипуляций общественным сознанием постоянно демонстрируют одну лишь сторону медали, чтобы публика забыла об изнанке (или лицевой стороне) явления. Так, широкой публике со всех сторон вещают о правах человека в обществе, но при этом замалчивают о его обязанностях перед этим самым обществом. Пропагандируют нормы вседозволенности, но умалчивают о благе нравственности, целомудрия, стыдливости. В школах рассказывают о праве детей подать на своих родителей в суд, но при этом не считают нужным сообщить, как проблемы отцов и детей испокон веку решались в русском обществе, как отношения старших и младших должно регулировать с точки зрения православия. То, что происходит в настоящее время в России, есть ни что иное, как духовный геноцид. Русскому человеку навязывают мнение, что ценности культуры, созданные его предками на протяжении веков и тысячелетий, ничтожны, неправильны, не имеют права на существование. Провозглашаются как единственно верные, не подлежащие сомнению, привнесенные извне понятия о жизни и роли человека на земле. Вместо диалога культур и цивилизаций происходит их столкновение, вытеснение русской, православной культуры из повседневной жизни русского же общества». Это лишь небольшой фрагмент выступления десятиклассника, отражающий позицию молодого человека относительно сущности реальной информационной агрессии.
Путь грядущей России определяется образованием. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви, в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться в сердечной и предметной свободе. Таким образом, духовно-созидательное антропологическое основание гуманитарных предметов и раскрытие их потенциала необходимы сейчас школе, как никогда. И.Ильин сформулировал пути и направления возрождения и развития русской национальной духовной культуры в школе: истинное познание русского языка (в национальных школах родного национального языка), песен, сказок, житий святых и героев русской истории, отечественной поэзии и молитвы (веры), классической литературы. Еще одно из важнейших направлений -возрождение исторической памяти во всех ее проявлениях. Участники Рождественских Чтений также подчеркивают, что школа должна стремиться к воспитанию совершенного человека, а любовь и свобода - есть необходимое условие полноты бытия и предельного совершенства. Обобщающий мотив сформулирован Святейшим Патриархом Алексием II: «Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственные чувства, приверженность к исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о ее будущем. Это непрерывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительной пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды и розни, гражданской безответственности».
Убежден, что только триединство: образование, культура и религия, - помогут человеку стать добрее, лучше, сильнее, активно противостоять злу и насилию.