ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чаус И.Н.

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Мировая статистика свидетельствует о повсеместном и неуклонном увеличении лиц, страдающих той или иной формой зависимости. Пагубные привычки или пристрастия к чему-либо (addiction) в последнее время приобрели новые формы. С интенсивной компьютеризацией школ в промышленных городах, доступностью интернет - технологий для российских школьников все больше становится реальным формирование компьютерной зависимости у учащихся. Статистики по проблеме Интернет – аддикции, компьютерной зависимости среди российских школьников практически нет.

Понятия «зависимость» и «аддикция» являются относительно новыми для отечественной науки. Одни авторы разводят эти понятия, где аддикция понимается как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения. Другие дают противоположные значения вышеназванных явлений. Третьи не выделяют существенных различий между «зависимостью» и «аддикцией», соответственно не дифференцируют их. [1,с.90] В данной статье мы рассматриваем эти понятия как синонимы.

Отечественными психологами аддиктивное поведение понимается как: «пагубная привычка, порочная склонность - одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности.»[3,с.9] В работах А.Е.Личко, Н.Я.Иванова, В.В.Шабалиной зависимость рассматривается исключительно с точки зрения применения химических веществ, другими словами как физическая аддикция. Хотя в последнее время появляется тенденция к расширенному пониманию аддикции, как поведенческой зависимости, ее психологической формы.[1,с.91]

Один из современных исследователей такого рода аддикции, а именно компьютерной зависимости, А.Е.Войскунский пишет о том, что для квалификации аддикции достаточно эмоциональной привязанности человека к тем ощущениям и чувствам, которые дарит следование аддиктивным формам поведения.[2, с.251-253] Овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе, потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на психическое здоровье. Проблема компьютерной зависимости широко освещалась в исследованиях зарубежных психологов М.Шоттон, Ш.Текл и К.Янг. Основными симптомами компьютерной аддикции, по мнению вышеуказанных авторов являются:

  • нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе и игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;
  • готовность удовлетворятся нерегулярной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером,
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Интересным предметом для исследования, связанным с феноменом аддикции, является созависимое поведение – реакции и влияние ближайшего социального окружения аддикта. В данной работе предпринята попытка рассмотреть фактор дисфункциональности семьи и его влияние на появление зависимого поведения, в частности компьютерной аддикции у младших школьников. Процесс воспитания регуляции и саморегуляции поведения представляет собой четкую психолого-педагогическую систему, где основная роль отводится, безусловно, родителям и семье. Однако при непоследовательном, противоречивом воспитании вместо развития процесса саморегуляции в конечном итоге наблюдается процесс нарушения поведения, нарушение адаптации, который в свою очередь может принять форму аддиктивного поведения.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы позитивного и ложного родительского авторитета, типы (стили) семейного воспитания. [4, с.85] Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично понятию родительское отношение к ребенку, более широкому по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия «родительское отношение» к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. А.Я.Варга и В.В.Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник).[5, с.87]

В исследовании зависимости типа семейного воспитания и компьютерной аддикции участвовали 68 человек (учащиеся 4-го класса и их родители). Среди учащихся мальчиков – 13 человек, девочек – 21. Возраст 10-11 лет. Для исследования типа семейного воспитания была использована методика родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина, целью которой является выявление определенного типа родительского отношения к ребенку. Нами также была использована анкета на выявление компьютерной зависимости школьников, разработанная И.Л.Матасовой в лаборатории психологии развития психологического факультета СФМГПУ. Анкета включает в себя 13 вопросов, которые позволяют определить уровни риска возникновения компьютерной зависимости:

  • риск возникновения компьютерной зависимости и высокий уровень увлеченности компьютером - от 15 до 18 баллов и выше,
  • умеренный уровень увлеченности компьютером- то 6 до 14 баллов,
  • незначительный уровень увлеченности компьютером- до 6 набранных баллов.

С целью определения предпочтения детьми видов компьютерных игр была использована проективная рисуночная методика. Темы рисунков в свою очередь рассматривались по следующим параметрам:

  • уровень увлеченности компьютером и тема рисунка,
  • тип родительского отношения и тема рисунка.

В ходе исследования родительских отношений родителей учащихся 4-го класса по методике исследования А.Я. Варга и В.В.Столина мы получили следующие результаты: наибольшее количество родителей – 53% имеет симбиотический тип родительского отношения, 38 % родителей имеют тип авторитарной гиперсоциализации по отношению к ребенку. И не большой процент опрошенных родителей - 9% имеет тип родительского отношения “маленький неудачник”.

При изучении увлеченности компьютером учащихся начальных классов было выявлено, что наибольшее количество школьников имеет умеренный уровень (50%), 41,5% детей имеет высокий уровень увлеченности компьютером и уровень риска возникновения компьютерной зависимости имеют 8,5% испытуемых. При определении предпочтения тех или иных компьютерных игр мы получили следующие данные: количество рисунков на тему компьютерных игр составило 47 % от общего числа рисунков. Из них наибольший процент 14,7 % пришелся на высокий уровень увлеченности компьютером и уровень риска, преобладающая тема рисунков - агрессивные компьютерные игры. На эту же тему пришлись рисунки 8,9 % учащихся с умеренным уровнем увлеченности компьютером. И поровну (5,9%) распределились предпочтения спортивных и интеллектуальных компьютерных игр. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что дети с высоким уровнем увлеченности компьютером и уровнем риска возникновения компьютерной зависимости предпочитают агрессивные игры, дети с умеренным уровнем увлеченности компьютером также предпочтение отдают агрессивным играм, а дети с незначительным уровнем увлеченности компьютером предпочитают агрессивные и интеллектуальные игры в равной степени. Большой процент школьников с высоким уровнем увлеченности компьютером и высоким уровнем риска приходится на родителей, которые демонстрируют тип родительского отношения, называемого «авторитарной гиперсоциализации».

Сравнение типа семейного воспитания и тематики компьютерных игр показало, что при «симбиотическом» типе родительского отношения дети предпочитают агрессивные игры. Стремление к первенству и насилию объясняется как протест против тотального контроля со стороны родителя. Этот тип семейного воспитания оказался наиболее благоприятен для возникновения компьютерной зависимости, так как в силу возрастающей потребности ребенка в самостоятельности и отделению от родителя, младший школьник ищет возможность создания своего личного пространства и виртуальный мир в этом случае очень подходящий вариант.

Выводы:

  • При деструктивных типах родительского отношения, наблюдается нарушение процесса адаптации у детей, который в свою очередь может принять форму аддиктивного поведения.
  • Таким типам родительского отношения, как «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» соответствует высокий уровень увлеченностью компьютером и уровень риска возникновения компьютерной зависимости у младших школьников.
  • Ввиду особенностей «симбиотического типа» родительского отношения, где ребенок лишен самостоятельности и личного пространства, младший школьник посредством виртуального мира находит возможность обособиться от взрослых..
  • Для детей младшего школьного возраста наиболее характерна зависимость от компьютерных игр, где ребенок может реализовать себя доступным и желаемым для него образом, не допуская взрослых в свой мир.

Результаты данного исследования могут помочь в установлении причин формирования компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и разработке программ коррекции и профилактики данного вида зависимости.

Литература:

  1. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде – 2005 // http://www.psichologu.ru.
  2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – Воронеж, 2003.
  4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – М.-Воронеж, 2000.
  5. Психология семейных отношений / под ред. Е.Е.Силяевой. – М., 2002.