РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кочеткова В.Г.

Самарский филиал Московского городского педагогичкского университета

Внедрение информационных технологий в учебный процесс меняет содержание учебной деятельности студентов вуза, позволяя синтезировать учебный материал, использовать привлекательные формы подачи материала преподавателям для повышения мотивации и управления познавательной деятельностью студентов. Систематизация учебной информации в электронном виде является эффективным средством для полного усвоения студентами множества определенных терминов и понятий.  Благодаря интенет-технологиям расширяется поле для коммуникаций, студентами приобретаются навыки анонимного общения в эпистолярном жанре. Однако, педагоги, психологи и родители отмечают снижение уровня позитивного вербального общения у студентов, которые проявляют повышенный интерес к электронным средствам общения.

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек.  В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идеи педагогики «сотрудничества», «диалога», «соуправления» с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессионально-педагогическому общению.

Учёные обращались к данной проблеме и рассматривали её в разных аспектах. Так, ещё в античной Греции, софисты одновременно с искусством убеждать (диалектика) преподавали искусство говорить. В этом они руководствовались заботой о практической пользе. Развитие коммуникативной компетентности через решение коммуникативной задачи общения, рассматривали В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.В.Никандров и др. Факторы  коммуникативной компетентности выделяли В.Л.Захаров, Ю.Ю.Хрящева. Компоненты коммуникативной компетентности рассматривали Ю.Н.Емельянов, Ю.М.Жуков, В.А.Лабунская, выделяя познавательный компонент. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, как наиболее    важную    и    сложную     составляющую,     изучали А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов. Непосредственно изучением студенческого возраста и выделением характерных    для   него   особенностей   развития    занимались Б.Г.Ананьев, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Сластенин.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента, или аспекта: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что коммуникативная компетентность – это сложное, многомерное образование. Нами коммуникативная компетентность определяется как умение и ориентированность в области межличностного общения, основанные на знаниях, чувственном опыте и свободном владении средствами общения.

Педагогический вуз, ставя перед собой задачу развития коммуникативной компетентности у студентов, может использовать с этой целью, как учебные программы, так и специальные методы обучения. Для формирования коммуникативных  качеств личности подходят такие методы воздействия, которые могут позволить человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок. К таким методам воздействия на социально-психологоческую структуру личности относятся, в частности, социально-психологический тренинг.      Теоретические основы влияния тренинговых занятий на развитие коммуникативной компетентности  появились  в   исследованиях   западных   психологов  Дж. Морено,  К.Роджерса, Г.Шепарда. Позднее и отечественные исследователи обратились к данной проблеме, рассматривая возможные формы социально-психологического     тренинга,     классифицируя     по     разным основаниям (М.Р. Битянова, И.В.Вачков, Л.А.Петровская,  В.В.Петрусинский, А.В.Федотова и др.).

Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. В свете задач стоящих перед педагогом, ставится понятным тот научный интерес, который проявляется во многих вузовских коллективах нашей страны к проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Изучение структуры коммуникативной компетентности приобретает особый практический смысл для педагогического труда, т.к. общение выполняет в нем как одна из форм деятельности. Накоплено немало фактов, свидетельствующих о том, как  много значит для студента общение не только с преподавателями, но и со сверстниками. О.В.Николаева выделяла основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов:

  • студенты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную сокурсником мысль;
  • студенты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми (чаще на первом курсе), а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане подобных стереотипов требуется много времени. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые студенты признавались, что только в вузе впервые столкнулись с групповой формой обучения;
  • даже при высокой степени осознания учебной информации доля студенческих вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место. Практически все преподаватели сталкиваются с необходимостью заставлять студентов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. Приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих учителей считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог;
  • одной из актуальных проблем является неспособность большинства студентов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом будущего учителя, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, на наш взгляд, требования к современному педагогу – профессионалу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога [10].

Область групповой практической психологии, ориентированная на развитие социально-психологической компетентности, получила название «социально-психологический тренинг» Впервые этот термин введен в научный обиход в ГДР М. Форвергом. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т. д.). В отечественной психологии он подробно рассмотрен в работах Г.А.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельянова, Л.А.Петровской, А.И.Хараша и др. Общение, коммуникативная компетентность рассматриваются также в контексте профессиональной подготовки студентов. Задача вуза – дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества. Традиционно сложившаяся система учебно-воспитательного процесса в отечественном вузе не предполагает специально организованного обучения общению (как студентов, так и преподавателей). Организация учебного процесса в педагогическом вузе, и в частности, лабораторно-практческие занятия по психологии и педагогике, представляют определенные возможности в решении этой проблемы. В своих работах Ф.З.Кабиров предлагает на лабораторно-практических занятиях использовать ролевые игры и социально-психологический тренинг. Ключевые способы повышения коммуникативной компетентности, отмечает Ю.Н. Емельянов, нужно искать не в шлифовке поведенческих    умений и не в рискованных попытках  личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных,   межличностных ситуаций    и самого себя как   участника    этих действительных     ситуаций,   на    путях   развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей [5].

В отечественной практике социально-психологический тренинг  используется в первую очередь как составная часть подготовки руководителей коллективов и разного профиля специалистов, в силу специфики своей деятельности органически включенных в общение (учителей, врачей, психологов). Социально-психологический тренинг включает в себя ныне широкий спектр методических форм: видео-тренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики и т.д.  Методы могут варьироваться в зависимости от того, ориентированы они на оказание психологической помощи обратившемуся человеку или группе в целом, применяются они к контингенту здоровых людей или больных и т.д.  Под социально-психологическим тренингом понимается активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, с целью развития    коммуникативной компетентности [9].

Социально-психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом,    предполагающем    расширение  его    репертуара за    счет    осознания    неэффективности    привычных     способов  поведения.

Социально-психологический тренинг общения является одним из методов организационно – психологического воздействия на основе соответствующей подготовки педагога. Однако при его проведении следует учитывать следующие моменты. Во-первых, социально-психологический тренинг имеет свою, строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и ограничения.    В этом контексте можно сказать, что он имеет целью научить будущих социальных педагогов    максимально  использовать   возможности   общения  для решения возникающих воспитательных и образовательных задач, способствующих   их профессиональному   росту.  В то же время   это  невозможно без осуществления  личностного   роста.   Во-вторых, социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. В-третьих, он не может толковаться расширенно и подменять групповую психотерапию. С методической точки зрения он не представляет собой что-то оригинальное и даже самостоятельное [6].

Как обучающая система тренинг выполняет ряд функций: дидактическую, воспитательную, развивающую, профессиональную. В процессе тренинга человек получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. В нем реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов группового сплоченности, ответственности, т. е. определенных качеств личности. Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений. Тренинг усиливает контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использования; умений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что человеку не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям.          Достижение  цели тренинга обеспечивается решением следующих задач:

  • - исследование психологических проблем участников тренинговой группы и оказание помощи их решения (проблемы заявляются в начале работы тренинговой группы – «ожидания от тренинга» и в ходе тренинга – любой участник может предложить обсудить свою проблему);
  • - улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников тренинга (на протяжении всего тренинга вырабатываются навыки использования аутогенной тренировки);
  • - изучение участниками тренинга психологических закономерностей, механизмов, эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения4
  • - развитие самосознания и само исследования участников тренинга с целью изучения и коррекции поведения;
  • - содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала,          достижению          оптимального         уровня           жизненной  удовлетворенности [9].

В социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.

Литература

  1. Бодалёв А.А. Психология общения. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - М.: 1996.
  2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения.: кн.для учителей. – М.: Просвящение, 1990.
  3. Дъяченко М.И., Кандыбрвич Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Издательство БГУ, 1978.
  4.  Елютин В.П. Патриотический долг высшей школы. // «Вестник высшей школы», 1975, №5.
  5.  Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
  6. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
  7. Льюис Девид Тренинг эффективного общения. – М.: Академический проект, 2002.
  8. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во   МГУ, 1998.
  9.  Никонова О.В. Проблемы коммунокативной подготовки будущих учителей: В кн. Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития. Материалы 2-ой научно-практической конференции – Брянск: Издательство БГУ, 2003.
  10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально – психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989.