РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Ахрямкина Тамара Александровна
Самарский филиал Московского городского педагогического университета (СФ ГОУ МГПУ)

С каждым годом  все больше и больше обучающих компьютерных программ появляются на рынке, они ориентированы как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста.

Обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, а вместе с тем зачастую даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.

По определению Короленко и Сигала аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии [2].

Увлекаясь компьютером, ребенок может гораздо меньше интересоваться обыкновенными игрушками и постоянно стремиться к монитору, к виртуальным играм.

С точки зрения психологии, наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры (RPG - role playing games). По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость. Только в случае с RPG-играми можно пронаблюдать эго-распад на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение в сфере психических состояний.

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый период. Они организованы, сконструированы, нарисованы и спрограммированы людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.

Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.

«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов - это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребенка, как будущего аддикта, может привлекать в компьютере следующее:

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику компьютерной зависимости, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых.

Говоря о практической направленности исследований, необходимо подчеркнуть, что немаловажными представляются следующие диагностические направления:

I. Разработка методологического аппарата для установления наличия зависимости у конкретного индивида;

II. Определение современных тенденции в развитии компьютерной зависимости у детей различных возрастных групп;

III. Выявление признаков индивидуально-психологического и социального характера, способствующих формированию компьютерной зависимости.

В связи с этим, в рамках исследовательской деятельности лаборатории психологии развития СФ ГОУ МГПУ были разработаны диагностические опросники для дошкольников, младших школьников и подростков с целью выявления предрасположенности к компьютерной зависимости. Ряд проведённых экспериментальных исследований позволил установить ряд достоверных взаимосвязей, обуславливающих причины возникновения компьютерной зависимости в различных возрастных группах [1].

Немаловажным является установление причин возникновения компьютерной зависимости и степень значимости в этом ракурсе образовательного процесса. С этой целью было проведено исследование взаимосвязи познавательных процессов и возникновения компьютерной зависимости у детей 6-ти и 7-ми летнего возраста. Оно проводилось в самом начале учебного года (сентябрь 2004 г.) в двух первых классах одной из общеобразовательных школ г.Самары по ряду психодиагностических методик. Достоверность полученных взаимосвязей устанавливалась при помощи корреляции Спирмена.

В исследовании принимало участие 40 первоклассников, которые предварительно были разделены на две группы: в первую группу вошли дети, начавшие обучение в школе в возрасте от пяти с половиной до шести с половиной лет (20 человек), а во вторую – соответственно от шести с половиной до семи с половиной (20 человек).

После обработки полученных в процессе исследования данных удалось установить следующее:

1. У детей 1-ой группы была выявлена достоверная связь между компьютерной зависимостью и уровнем выносливости нервной системы. Характер выявленной взаимосвязи является следующим: с коэффициентом корреляции (k = -0,737*) при уровне достоверности меньше 0,01. Достоверно-взаимосвязанными являются наличие компьютерной зависимости и уровня выносливости нервной системы, то есть чем ниже уровень выносливости нервной системы, тем выше вероятность возникновения компьютерной зависимости. Данное положение вещей можно объяснить тем, что нестабильность нервной системы, по мнению многих психологов, является основанием для возникновения различных видов зависимостей и не только компьютерных. Именно в младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей (период смены основного вида деятельности) психика индивида характеризуется нестабильностью, что является еще одним моментом снижения уровня выносливости нервной системы.

2. У детей, начавшим обучение в школе в возрасте от шести с половиной до семи с половиной лет взаимосвязь между готовностью к школьному обучению, характером познавательных процессов и компьютерной зависимостью не была установлена.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что более предрасположенными к возникновению компьютерной зависимости являются дети, начинающие обучение с шестилетнего возраста. Это может объясняться несколькими причинами:

в шестилетнем возрасте игровая деятельность является более выраженной по сравнению с учебной деятельностью, являющейся ведущей для семилетнего ребенка, у которого помимо игр на первом месте учебная деятельность. Для шестилетнего ребенка компьютер выступает как элемент игры;

у ребенка семилетнего возраста больше возможностей для реализации игровой деятельности и зачастую он использует компьютер не как игру, а в образовательных целях.

В заключение следует отметить, что в силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе. Потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на психическое здоровье ребёнка.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние [3].

Список литературы.
Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара 2005. С. 17-23.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь. 2002. С.6-16.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Стратегии коррекции созависимости. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2002.