ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Григорьев Сергей Георгиевич, Гриншкун Вадим Валерьевич, Кулагин Владимир Петрович
Московский городской педагогический университет, Государственноый научно-исследовательский институт Информационных образовательных технологий, г. Москва

В настоящее время телекоммуникационные технологии проникли практически во все сферы образовательной деятельности. С одной стороны, это связано с постоянным расширением возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. С другой стороны, современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение постоянно расширяющегося спектра задач, стоящих перед образованием.

Очевидно, что одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий.

Для создания такой системы необходима многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность, в ходе которой были бы решены вопросы отбора содержания образования, создания необходимых методов обучения, разработки технических и программных средств, их содержательного наполнения, подготовки необходимых специалистов, формирования критериев отбора школьников для обучения по каждому профильному направлению и многие другие вопросы. Часть подобных проблем призван разрешить экспериментальный исследовательский проект «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне», реализуемый в семи пилотных регионах Российской Федерации по заказу Национального фонда подготовки кадров.

Основной целью реализации проекта является предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение школьникам возможности изучения выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернет.

Проводимые исследования являются органичной частью глобального проекта «Информатизация системы образования», направленного на поддержку реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Конечной целью проведения всего комплекса исследований должно стать создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и телекоммуникационных технологий в работе учреждений общего и начального профессионального образования.

В рамках проекта по внедрению Интернет-технологий в профильное обучение старшеклассников планируется решение трех основных задач. Первая задача связана с разработкой цифровых образовательных ресурсов и программных средств учебного назначения, необходимых для профильного обучения по пятнадцати предметам (русский язык, литература, английский и немецкий языки, математика, информатика, история, обществознание, экономика, право, география, биология, физика, химия, мировая художественная культура).

Вторая задача состоит в необходимости дополнительной подготовки педагогов и ряда других специалистов, без которых профильное обучение с использованием Интернет-технологий было бы невозможным. Очевидно, что решение этой задачи должно включать в себя разработку методической базы дополнительной подготовки и собственно обучение педагогов и других специалистов.

И, наконец, третья задача заключается в организации экспериментального обучения учащихся 10-11-х классов школы с использованием Интернет на профильном уровне по всем пятнадцати предметам. В ходе такого экспериментального обучения планируется разрешение комплекса организационных и методических вопросов, в том числе вопросов достаточности и качества учебных и методических материалов, реализуемости разработанных учебных программ и методических рекомендаций. Экспериментальное профильное Интернет-обучение школьников должно выявить достижение учащимися запланированных целей обучения (по каждому учебному предмету), результативность и эффективность учебной работы, удовлетворенность учебным процессом со стороны учащихся и педагогов, отношение к новой форме учебной работы школьников со стороны родителей и общественности.

Кроме отмеченного выше экспериментальное обучение должно выявить эффективность используемой системы подбора и дополнительной подготовки педагогических кадров, в том числе полноты описания и обоснованности квалификационных требований, предъявляемых к педагогам, уровню их общей и дополнительной профессиональной подготовки, эффективности системы дополнительной подготовки и методической поддержки педагогов.

Экспериментальной проверке подлежит система технических и технологических решений, использованных при проведении профильного Интернет-обучения. В этом направлении должны быть проверены надежность функционирования программно-технических комплексов, обеспечивающих Интернет-обучение школьников, включая серверы, на которых установлены соответствующие прикладные программные средства, используемые в учебном процессе технические системы и средства связи, оболочки, базы данных и комплексы инструментальных средств, поддерживающие и обеспечивающие процессы Интернет-обучения, цифровые образовательные ресурсы и программные средства учебного назначения. Необходимо определить степень эффективности, надежности и удобства используемых процедур и средств доставки учебных материалов, оценки результатов учебной работы школьников.

Согласно техническому заданию реализация проекта в 2006-2008 годах будет направлена на обучение школьников 10-11 классов с использованием Интернет на профильном уровне, которое будет осуществляться на базе образовательных учреждений и созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия. В дальнейшем, по окончании эксперимента, планируется распространение полученного опыта и созданных учебно-методических материалов на всю страну.

Рассмотрим более подробно основные направления решения сформулированных задач. Разработка комплектов учебных материалов по пятнадцати учебным предметам для профильного обучения школьников с использованием Интернет направлена на создание комплекса цифровых образовательных ресурсов, которые будут способствовать подготовке учащихся в рамках соответствующего профильного учебного предмета и формирование у школьников соответствующих учебных умений, навыков и способов деятельности.

При разработке комплектов учебных материалов по каждому учебному предмету будут использоваться цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, подготовленные в рамках работ, выполняющихся в компоненте «Учебные материалы нового поколения» проекта «Информатизация системы образования», а также цифровые образовательные ресурсы и учебные материалы, которые относятся к соответствующим учебным предметам, подготовленные в рамках реализации федеральных целевых программ.

Формируемые комплекты учебных материалов будут размещены на специализированном Интернет-сайте, предоставляющем возможность для поддержки, сопровождения и распространения разработанных материалов, а также возможность свободного доступа к ним учащихся и педагогов, участвующих в эксперименте.

Программы Интернет-обучения школьников будут разработаны педагогами-специалистами в области каждой из пятнадцати дисциплин на профильном уровне на основе образовательных программ, соответствующих содержанию образования в рамках Федерального компонента государственного стандарта полного (среднего) общего образования, Российского образовательного стандарта по каждому предмету (для профильного уровня). Подготавливаемые учебные курсы обеспечат процесс обучения школьников с использованием Интернет и подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ по соответствующему предмету на профильном уровне.

Для осуществления экспериментального обучения необходимо решение целого комплекса организационных задач. Решение многих из них, естественно, ложится на учреждения образования, участвующие в эксперименте. В частности, для достижения целей Интернет-обучения школа или Межшкольный методический центр должны:

  • организовать работу по выявлению контингента школьников, мотивированных к профильному обучению с использованием Интернет-технологий;
  • организовать работу по формированию групп школьников, изучающих конкретные профильные дисциплины;
  • сформировать из числа сотрудников коллектив педагогов-кураторов, обеспечить им возможность переподготовки  и осуществления своей деятельности в рамках требований проекта;
  • обеспечить участников эксперимента (школьников и педагогов-кураторов) помещениями и необходимыми условиями для реализации дистанционного взаимодействия школьников с сетевыми педагогами, самообучения школьников, возможного эпизодического очного обучения и общения;
  • сформировать и обеспечить график работы школьников и педагогов-кураторов, учитывающий особенности работы сетевых преподавателей и не ущемляющий возможностей педагогов-кураторов и школьников по их деятельности в рамках параллельно проводимого в школе традиционного основного обучения;
  • обеспечить участников эксперимента (школьников и педагогов-кураторов) необходимыми средствами обучения, включая компьютерную технику и доступ к сети Интернет;
  • информировать родителей и общественность о ходе эксперимента, предоставлять сведения, необходимые для анализа результатов выполнения проекта.

Ход и результаты экспериментального обучения во многом могут зависеть от требований, предъявляемых к отбору школьников для участия в эксперименте. Основным критерием отбора должна являться не успеваемость обучаемого, а высокая мотивация к профильному обучению с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет. При этом школьник должен проходить основное очное обучение по профилю, соответствующему профилю дисциплин, преподаваемых с использованием Интернет. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций и программным обеспечением (операционной системой Windows, офисными приложениями, системами навигации и поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.п.), овладеть базовым курсом информатики на хорошем  уровне.

Из обучаемых, отобранных для участия в эксперименте, формируются группы для изучения одной или нескольких профильных или элективных дисциплин. В рамках обучения возможны проведение очных занятий, коллективная работа в сети Интернет, дистанционное консультирование школьников, самообучение, очный и дистанционный контроль результатов обучения. Интернет-обучение в рамках эксперимента не отрицает традиционного профильного обучения, проводимого в школах.

Основной задачей, решение которой необходимо осуществить до начала собственно профильного Интернет-обучения школьников, является формирование и дополнительная подготовка распределенного в пространстве единого педагогического коллектива. Предполагается, что его основу будут составлять сетевые преподаватели и педагоги-кураторы.

Непосредственное обучение на профильном уровне с использованием ресурсов и технологий Интернет осуществляет сетевой преподаватель, который является компетентным специалистом в одной из пятнадцати учебных дисциплин профильного обучения и может эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет. На начальной стадии выполнения работ в качестве сетевых преподавателей будут выступать разработчики методики Интернет-обучения школьников по соответствующему предмету. Новые сетевые преподаватели будут отбираться из учителей-предметников соответствующей квалификации.

Сетевой преподаватель осуществляет свою деятельность, находясь вне школы или Межшкольного методического центра, общаясь с обучаемыми дистанционно. Коллектив сетевых преподавателей формируется централизовано в рамках реализации проекта. Школа не принимает участия в отборе и подготовке сетевых преподавателей.

Сетевой преподаватель обеспечивает выполнение учебных программ и учебных планов в соответствии с тематическим планированием профильных или элективных курсов, обучение которым осуществляется с использованием сети Интернет по одной из учебных дисциплин. Для достижения целей Интернет-обучения сетевой преподаватель:

  1. использует специальные методические средства, отвечающие требованиям обеспечения качественного обучения в условиях общения обучаемых и педагога на расстоянии с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет;
  2. создает условия для творческой работы обучающихся, используя индивидуальный подход к обучению школьников с использованием Интернет, создает условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых;
  3. применяет весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе реализации разнообразных видов учебной деятельности;
  4. осуществляет текущие и итоговые измерения результативности Интернет-обучения;
  5. принимает участие в отборе учебного материала, создании методических разработок и цифровых образовательных ресурсов;
  6. консультирует учащихся и педагогов-кураторов по возникающим вопросам;
  7. всоответствии суказаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.

Для непосредственной организации и проведения обучения с группами школьников из числа школьных педагогов или сотрудников методических центров выделяются педагоги-кураторы, оказывающие организационную и педагогическую поддержку сетевым преподавателям и школьникам в ходе Интернет-обучения на профильном уровне.

Педагог-куратор обеспечивает оптимальную работу учащихся по изучению профильных и элективных курсов с использованием Интернет-технологий в рамках организации учебного взаимодействия учащихся с сетевыми преподавателями  (оказывает помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет). Для достижения целей Интернет-обучения педагог-куратор:

  • формирует коллектив школьников, проходящих Интернет-обучение на профильном уровне, организует групповую работу учащихся, принимает меры по сохранению контингента обучающихся, участвующих в эксперименте;
  • организует обеспечение школьников необходимыми Интернет-ресурсами;
  • оказывает организационное содействие обучаемым в выполнении практических и лабораторных работ, способствует повышению мотивации обучаемых к Инетрнет-обучению на профильном уровне;
  • контролирует полноту и своевременность общения каждого обучаемого с сетевыми педагогами, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
  • обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки для обучающихся и оптимальный режим занятий в ходе профильного Интернет-обучения, вносит оперативные изменения врасписание сетевых учебных занятий;
  • общается с родителями школьников;
  • формирует у обучаемых общие умения по использованию средств информатизации и Интернет-технологий для взаимодействия с сетевыми преподавателями, администраторами курсов, другими кураторами, с материалами специализированных Интернет-сайтов;
  • прививает обучаемым навыки этичного общения и поведения в сети Интернет, поясняет школьникам роль и место информационных технологий в современном мире, возможности информационных технологии в обучении и самообучении;
  • осуществляет изучение личности каждого обучающегося, его склонностей, интересов; сообщает необходимые сведения сетевому преподавателю;
  • дает предложения сетевым преподавателям и разработчикам по изменению (коррекции) учебных планов, программ и цифровых образовательных ресурсов;
  • консультирует учащихся и сетевых преподавателей по возникающим вопросам;
  • всоответствии суказаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.

Как уже отмечалось, проект предусматривает дополнительную подготовку сетевых преподавателей и педагогов-кураторов. Такая подготовка и разработка ее содержательного, методического и ресурсного обеспечения является одной из самых важных подзадач, требующих тщательного решения. Не следует забывать, что эффективность профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий во многом определяется степенью профессиональной готовности педагогов, участвующих в эксперименте.

Дополнительная подготовка сетевых преподавателей, ведущих обучение школьников на профильном уровне с использованием Интернет-технологий, организуется в трех группах, соответствующих трем циклам дисциплин: гуманитарный цикл (русский язык, литература, мировая художественная культура (МХК), английский язык, немецкий язык); естественнонаучный цикл (математика, физика, информатика, география, биология, химия); обществоведческий цикл (история, обществознание, экономика, право).

Основными темами, определяющими содержание дополнительной подготовки сетевых преподавателей, являются:

Обучение с использованием Интернет-технологий. Дистанционное обучение. Интернет-обучение школьников на профильном уровне. Организация самостоятельной работы школьников, индивидуализации и дифференциации профильного обучения при использовании Интернет-технологий. Цифровые образовательные ресурсы и программные средства учебного назначения, используемые в обучении страшеклассников на профильном уровне. Положительные и отрицательные аспекты использования цифровых образовательных ресурсов в Интернет-обучении школьников.

Информационные технологии, используемые в создании и использовании цифровых образовательных ресурсов. Мультимедиа. Гипертекст. Гипермедиа. Телекоммуникационные технологии. Интернет. Сервисы сети Интернет, используемые в профильном обучении. Специализированные аппаратные компьютерные средства, используемые в Интернет-обучении. Содержательное наполнение цифровых образовательных ресурсов для профильного обучения. Интерактивный компьютерный диалог цифрового образовательного ресурса  с педагогами и обучаемыми. Повышение мотивации школьников к обучению с использованием цифровых образовательных ресурсов. Технологии разработки простейших цифровых образовательных ресурсов.

Система требований, предъявляемых к качеству средств обучения на профильном уровне. Сущность и необходимость унификации и интеграции цифровых образовательных ресурсов. Ресурсы и Интернет-сайты, ориентированные на использование в обучении на профильном уровне по циклу дисциплин. Профильные образовательные Интернет-порталы. Каталогизация и рубрикация ресурсов образовательных Интернет-порталов. Порталы, ориентированные на использование в обучении на профильном уровне по циклу дисциплин. Технологии и методы использования сервисов сети Интернет в дистанционном обучении  школьников на профильном уровне.

Порядок взаимодействия разработчиков, сетевых преподавателей и педагогов-кураторов при организации профильного Интернет-обучения школьников по циклу дисциплин. Выбор и формирование комплекта учебных материалов, необходимых для эффективного профильного Интернет-обучения старшеклассников по циклу дисциплин. Особенности организации общения сетевого преподавателя с обучаемыми. Методические приемы осуществления учебной деятельности с использованием Интернет-технологий на профильном уровне по циклу дисциплин. Индивидуальная и групповая работа школьников. Использование цифровых образовательных ресурсов для измерения и контроля результатов обучения. Методы и технологии проведения текущих и итоговых измерений. Оценка качества профильного Интернет-обучения школьников  по циклу дисциплин

В отличие от подготовки сетевых преподавателей дополнительная подготовка педагогов-кураторов не требует организации трех групп обучаемых по числу циклов дисциплин профильной подготовки школьников. Подготовка педагогов-кураторов во многом пересекается с подготовкой сетевых преподавателей, однако ее содержание исключает особенности преподавания конкретных профильных дисциплин, специфику разработки функционирования цифровых образовательных ресурсов. В то же время в содержании такой подготовки особое внимание уделяется организации сетевого обучения школьников, их воспитанию, соблюдению условий эффективного обучения в тесном взаимодействии с сетевым преподавателем.

Основными темами, определяющими содержание дополнительной подготовки педагогов-кураторов, являются:

Обучение с использованием Интернет-технологий. Дистанционное обучение. Интернет-обучение школьников на профильном уровне. Организация самостоятельной работы школьников, индивидуализации и дифференциации профильного обучения при использовании Интернет-технологий. Цифровые образовательные ресурсы и программные средства учебного назначения, используемые в обучении страшеклассников на профильном уровне. Специализированные аппаратные компьютерные средства, используемые в Интернет-обучении. Технологии предоставления доступа педагогам и обучаемым к цифровым образовательным ресурсам. Повышение мотивации школьников к обучению с использованием цифровых образовательных ресурсов. Планирование и администрирование учебного процесса с использованием специализированных программных средств. Организация и оснащение рабочих мест школьников, необходимых для осуществления Интернет-общения с сетевыми преподавателями и самостоятельной учебной деятельности.

Цифровые образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Поиск необходимой информации в сети Интернет. Технологии и методы использования сервисов сети Интернет в дистанционном обучении  школьников на профильном уровне. Использование телекоммуникационных технологий и сервисов для общения с сетевыми преподавателями.

Особенности и порядок взаимодействия разработчиков, сетевых преподавателей и педагогов-кураторов при организации профильного Интернет-обучения школьников. Организация личного информационного пространства педагога-куратора. Отбор школьников и формирование групп для участия в экспериментальном профильном обучении с использованием Интернет-технологий. Меры по сохранению контингента обучающихся, участвующих в эксперименте.  

Организация сеансов Интернет-общения школьников с сетевыми педагогами. Планирование и администрирование занятий. Курирование очных и дистанционных занятий, самостоятельной учебной деятельности школьников. Общие методические приемы осуществления учебной деятельности с использованием Интернет-технологий. Организация индивидуальной и групповой работы школьников при обучении на профильном уровне с использованием Интернет-технологий. Организация и курирование процессов измерения и контроля результатов обучения.

Методы обучения школьников этичному поведению и общению при работе с телекоммуникационными средствами. Участие педагога-куратора в воспитании школьников в процессе профильного Интернет-обучения. Общение педагога-куратора с родителями школьников. Взаимодействие с администрацией учебного заведения.

В заключение хотелось бы отметить, что предполагаемым значимым результатом проводимых исследований будет являться программа распространения целостной системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий на территории всей страны, а также мероприятия, направленные на повышение результативности новой формы учебной работы.