СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .

Савельева Г.А.

г . Самара , Самарский государственный университет , факультет социальной педагогики , МОУ СШ № 147 .

Современное общество переживает многосторонний кризис , в котором жизнь человеа не перестаёт быть остропроблематичной . Безработица , частая смена видов деятельности и трудовых коллективов , отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени . Человек нередко теряет способность управлять самим собой , не находит места в коллективе.

Такие проблемы захватывают с неменьшей остротой детей и детские коллективы , многие из которых не имеют навыков самоуправления , другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллетиве .

Ученический коллектив учебно-воспитательный , его цель -овладение определённой суммой знаний , умений и навыков , формирование способностей и социально - полезных качеств личности . В нём развивается личность , способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы ; воспитываются интеллектуалы , творцы , организаторы , предприимчивые люди , лидеры ,способные вести за собой других . Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив , без опоры на общественное мнение , принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры . Такие качества личности формируются только в коллективеи через коллектив . Поэтому проблема формирования детского коллектива и самоуправления в нём актуальна на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования .

Самоуправление в формировании коллектива детей младшего школьного возраста отражено разными науками .

Проблему формирования коллектива рассматривали философы Л . Б. Буева , В . Г . Иванов , Н . И . Лапин , раскрывающие общие закономерности и противоречия развития коллектива и личности .

Психологи А . Г .Асмолов ,А . А . Бодалёв ,А . Н .Лутошкини другие освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных отношений их в коллективе .

Педагоги П . Ф . Каптерев , Н . И .Пирогов , Л .Н . Толстой , К . Д .Ушинский исследовали условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи . Б . Ленский проанализировал роль товарищеской среды в приучении школьников к < ограничению своих прав> и в <удовлетворении самобытной натуры ребёнка> .А .С .Макаренко и В .А .Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива .А .С .Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива , к которым он отнёс : теорию перспектив , включение детей в совместную деятельность , развитие самоуправления и традиции , закрепляющие коллективные достижения и мн . др . В связи с наличием проблемы в нашем опыте объектом исследования был определёнпроцесс формирования коллектива младших школьников . Предметом исследования - способы самоуправления в формировании коллектива детей . К целям исследования отнесены :

- теоретическое изучение проблемы процесса формирования коллектива младших школьников;

-выявление и реализация социально - педагогических условий и методов формирования коллектива детей младшего школьного возраста ;-моделирование и внедрение системы взаимодействия социального педагога и учащихся по формированию детского коллектива .

Задачами исследования стали :

1 . Проведениетеоретического анализа педагогической , психологической , методической литературы по проблеме формирования коллектива младших школьников .

2 . Выявление условий , способствуюших формированию самоуправления в коллективе детей .

3 . Разработка методических рекомендаций учителям , работающим с младшими школьниками по формированию коллектива детей и процессу его развития .

Исследование проводилось на базеМОУ средняя школа №147 г . Самара .На основе теоретического анализа литературы по проблеме формирования коллектива детей и его самоуправления были выявлены особенности развития детского коллектива , факторы , влияющие на формирование коллектива младших школьников и развитие самоуправления в нём ( наличие ситуации выбора , подготовка учащихся к организаторской деятельности , педагогическое стимулирование лидерства , управлениепроцессом ученического самоуправления; совместная деятельность , постановка перспектив , организация самоуправления , коллективно - творческие дела .)

Ученический коллектив - это группа учеников , объединённая социально - значимой целью , деятельностью , организацией этой деятельности ,имеющая общие выборные органыи отличающаяся сплочённостью , общей ответственностью , взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях . В .А .Сухомлинский выделил важный признак коллектива - наличие интеллектуального фона . <Интеллектуальный фон > жизнидетей - важнейшее условие развития их коллектива и самоуправления в нём .

Теоретически изучены процессы формирования и самоуправления .Формирование - это широкий социально - педагогический процесс , в котором участвует не только сам человек как субъект , а и все факторы , действующие лица ; это процесс в какой - то степени обнимающий все другие виды ( обучение , образование , воспитание , развитие ) и в то же время зависящий от них .В качестве важнейших средств формирования коллектива высту пают учебная и другие виды деятельности . Деятельность воспитанников строится с соблюдением ряда условий : умелое предъявление требований , формирование здорового общественного мнения , организация образовательных перспектив , создание и умножение положительных традиций коллективной жизни .

Проблема детского коллектива в педагогике - это проблема управления им , процессами его создания и совершенствования , влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности .Процессы эти взаимообусловлены и неразрывны , они связаны с включением ребят в целеполагание , в совместную деятельность , с формированием общественного мнения , утверждающего общечеловеческие ценности , с созданием ситуаций , корректирующих отношения детей в коллективе с оказанием им помощи в самопознании и самореализации . Важным условием формирования и развития коллектива является организация самоуправления .Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся , обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно - значимых целей . Оноспособствует активному усвоению знаний , организации общественно - полезного труда , порядка в школе , здорового досуга ; формирует гражданственность , приучает детей к порядку , к социальной справедливости .

Для исследования процесса формирования коллектива детей и его самоуправления использовались: методика цветописи А . Н . Лутошкина , методика <Наши отношения > , тренинг - игра <Встань в круг > , методика , разработанная на основе идей А . С . Залужного , методика выявления уровня развития самоуправления .

Особого внимания заслуживает методика выявления уровня развития самоуправления (Рожков М . И ., Байбородова Л . В .) Её цель - определить уровень развития самоуправления в детском коллективе .

Методика выявления уровня развития детского самоуправления содержала вопросы , соответствующие его функциям и критериям развития

Процедура проведения требовала :

-каждый учащийся заполняет бланк , в котором указаны номера приведённых ниже предложений ;

-степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках : 4- да ; 3 - скорее да , чем нет ; 2 - трудно сказать ; 1 - скорее нет , чем да ; 0 - нет .

Предложения .

1 . Считаю для себя важным добиваться того , чтобы мой класс был самым лучшим .

2 . Вношу предложения по совершенствованию работы класса .

3 . Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе .

4 . Участвую в подведении итогов работы класса , в определении ближайших задач .

5 . Считаю , что класс способенк дружным самостоятельным действиям 6 . У нас в классеобязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися .

7 . Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов группы .

8 . Считаю , что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями .

9 . Считаю , что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей .

10 .Своевременно и точно выполняю решения , принятые собранием или активом класса .

11 . Стремлюсь участвовать в работе классе , помогать ребятам .

12 . Смогу ответить за результаты своей работы и оценить работу своих товарищей .

Обработка результатов:

При обработке результатов 12 предложений разбивают на 3 блока . Данная систематизация позволяет выявить различные аспекты самоуправления :

1 . Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность ( 1 , 2 , 3 , 4 )

2 . Организованность классного коллектива ( 5 , 6 , 7 , 8 )

3 . Ответственность за результаты совместной работы в классе ( 9 , 10 , 11 , 12 )

Для реализации цели была разработана система оптимального взаимодействия социального педагога и учащихся по формированию коллектива младших школьников и самоуправления в нём , которая состоит из 5 блоков : <Мы одна семья > , <Мир добрых дел > , <Я в кругу друзей > , <Подари другомоу радость > , < Прекрасное в труде и в творчестве > . Формы апробации : игровые программы , конкурсы , соревнования , беседы , творческая деятельность .

Данная система послужила основой для формирующего эксперимента , который позволил выявить позитивный сдвигв развитии самоуправления . С равнительный анализ результатов эксперимента показал , что включённость учащихся в самоуправленческую деятельность составила 140 баллов вместо 121 , дети стали более организованными ,активными( 170 баллов вместо 145 ) , у детей повысилась ответственность за выполненную работу и её показатели возросли со 150 баллов до 172 баллов .

Правильная организация совместной деятельности учащихся , постановка перед ними чёткой цели , совместное продумывание путей и средств её достижения ,систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования . Формируя коллектив младших школьников , необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению , выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма , способствовать развитию органов самоуправления , а также насыщению интеллектуальной жизни детей .

Мало изученными сторонами проблемы остаются вопросы гармоничного развития личности и личностного роста в условиях коллектива , учёта специфики возраста человека при этом , гуманного

самоуправления в коллективе как детском, так и взрослом .

Литература .

1. Макаренко А . С .Методика организации воспитательного процесса . / Пед . соч . : в 8 т . , Т . 1 .- М . , 1958

2. Караковский В . А . , Новикова Л . И . , Селиванова И . Л . Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем . - М .: Новая школа , 1996

3. Новикова Л . И .Педагогика детского коллектива . - М . : Педагогика , 1978

4. Рожков М . И . , Байбородова Л . В ., Организация воспитательного процесса в школе . - М . : Владос , 2001

5. Шевченко А . П .Формирование как педагогический процесс . // Современный центр дополнительного образования //Сост . ЧерниковаВ . М . , Затейкина А . Ф . , Грабовенко М . В . Самара , СИПКРО , 2000

Сведения об авторе

Савельева Галина Александровна, учитель начальных классов общеобразовательной школы № 147 п . Зубчаниновка г . Самара . Педагогический стаж 18 лет, образование : окончила Самарский государственный университет, факультет " Социальная педагогика " в 2004 году.
Контактные телефоны : служебный 97-22-46 , домашний 58-50-73