Современный кризис ценностных ориентаций подростков и социально- педагогические условия их формирования.

Шумарова С.Н.

г. Самара, Самарский государственный университет, факультет социальной педагогики, МОУ СШ № 147.

Острый дефицит социального комфорта и благополучия в нашей общественной системе, её ежедневные трагические события ( война, терроризм, социальное сиротство, безработица, бродяжничество, маргинальный образ жизни детей и взрослых, их смертность ) стремительно ведут к постоянному росту числа детей с отклоняющимися, асоциальными формами поведения и жизни.

Таким образом, с подросткового возраста начинается деградация значительной части тех, кот мог бы составлять новую образованную квалифицированную часть общества.

Перечень направлений современного кризиса базовых ценностей общества и человека.

  1. Обесценивание жизни человека.
  2. Страх человека перед человеком.
  3. Отсутствие идеала человека.
  4. Искажённое представление об общественной и личной свободах.
  5. Искажение профессиональных предпочтений.
  6. Неравный социальный старт развития.
  7. Отсутствие социальной и индивидуальной перспективы.
  8. Ориентация на получение удовольствия и комфорта.
  9. Обесценивание роли искусства и творчества.
  10. Нездоровый образ жизни.
  11. Недоступность образования для всех.
  12. Отсутствие патриотических чувств к Родине.

Сущность ценностных ориентаций выявлена философами Н.А.Бердяевым, И.С.Коном, Л.Н.Столовичем и др.

Н.А.Бердяев убеждён в том, что < новый человек может явиться лишь в том случае, если человека считают высшей ценностью> [1 ,148 ]. Он обосновал такое понятие < исторических ценностей>, к которымотносил < ценности национальности>, занимающие < совершенно особое место в иерархии мировых ценностей>- ценностей < добра, справедливости, блага народа, братства народов> [3,395].

Значимость формирования ценностных ориентаций подростков отражена в работах А.С.Макаренко, Н.И.Пирогова, В.А.Сухомлинского.

Специфика формирования ценностных ориентаций подростков в семье и социуме исследовалась Ю.П.Азаровым, А.В.Мудриком.

В.А.Сухомлинский призывал дорожить жизнью, относиться к ней как к наивысшей ценности, которую ни с чем нельзя сравнить. < Понимать жизнь, это ценить жизнь, дорожить жизнью, беречь от мерзостей и унижения человеческого достоинства, призирать и ненавидеть эти мерзости- вот средоточие педагогической мудрости>, - писал он в своих педагогических трудах.[4, 415 ]

Поэтому нами были определены: объект исследования- процесс формирования ценностных ориентаций подростков; предмет исследования- социально- педагогические условия усиления взаимодействия социального педагога и семьи в формировании ценностных ориентаций подростков.

Базой исследования стала МОУ СШ № 147 Кировского района, г. Самара. Экспериментальную группу составили учащиеся 8 <А> класса в количестве 30 чел. и их родители. Контрольную группу составили учащиеся 8 <Б> класса и их родители.

Основные результаты теоретического исследования выявили:

Современные дети испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и мн. др.). Процесс формирования новой системы ценностей в молодёжной среде и в российском обществе в целом происходит в условиях обвальной трансформации социально-экономических и иных условий жизни и адаптации к ним для абсолютно всех социальных групп.Молодёжь лишена возможности получения социального опыта от старших поколений и вынуждена проходить адаптациюк этим условиям непосредственно в ходе своей повседневной практики [2, 108 ].

Семья как источник формирования ЦО подростков недостаточно справляется с данной функциейи прежде всего не формирует представление подростка о ценности самой семьи. Потенциальные возможности семьи, её ценностные ориентации, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.

Для усиления оптимизации взаимодействия социального педагога и семьи в процессе формирования ЦО подростков, необходимо выделить следующие социально- педагогические условия: изучение типа семьи, оказание родителям психолого- педагогической помощи в организации семейного воспитания, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, приобщение их к педагогической деятельности, привлечение родителей к оказанию спонсорской помощи.

Особенности становления личности и индивидуальности подростка, выявленные науками психологией, педагогикой, физиологией и др.,- доказывают приоритетное значение данного возраста для своевременного формирования ЦО человека вообще.

Исследование теоретических основ потребовали проведения опытно- экспериментального изучения ЦО группы подростков.

Для исследования ЦО подростков использовались: метод анкетирования,методика изучения ЦО М.Рокича, для изучения ВП семьи диагностическая методика В.Г.Максимова, метод беседы, методика неоконченных предложений Н.И.Шевандрина [5]

В методике неоконченных предложений подростки должны были дописать предложения типа:

  1. < Я всегда хотел ( хотела) ::.>
  2. < Я мог ( могла ) бы быть счастливым ( счастливой), если бы:.>
  3. < Моим скрытым стремлением в жизни::.>
  4. <Больше всего я хотел ( хотела ) бы в жизни:.>

Методика неоконченных предложений подтвердила и уточнила сведения о ЦО подростков.

Для реализации целей исследования была разработана система оптимального взаимодействия социального педагога и семьи в формировании ЦО подростков, которая включила в себя 5 подпрограмм: < Береги здоровьесмолоду>, < Семья- нравственная ценность человека>, < Наша малая Родина>, < Это высокое звание- Человек!>, < Как прекрасен этот мир!>. Цель системы- формирование ЦО подростков в совместной деятельности с родителями.

Формы реализации системы: тематическая экскурсия, родительское собрание, соревнование, дискуссия, беседа, конкурсная программа, разговор за круглым столом, выставка, шоу, игры, акция, зоочное путешествие и др.

В реализации системы участвовали педагоги, родители, учащиеся, библиотекарь, медицинский работник.

Данная система послужила основой для проведения формирующего эксперимента, который выявил динамику в формировании ЦО подростков.

Сравнительный анализ результатов методики неоконченных предложений выявил- ценность < здоровье> 3-33 % стала более значима для подростков, чем ценность < наличие друзей> 57-27 %, ценность <деньги> снизилась на 14 %, у подростков повысилось желание получить хорошее образование на 14 %. Современные подростки стали более уверенными в себе, в своих собственных силах . Менее эгоистичны ( не желание иметь брата или сестру ) стали 7 % подростков. Развлечения по- прежнему важны для 23 % подростков. Сравнительные данные свидетельствуют о том, что подростки задумываются о своём будущем и хотят, чтобы оно было благополучным 7-17 %. Сравнительный анализ результатов по другим методикам также выявил положительную динамику в формировании ЦО подростков.

Современные подростки высоко ценят мир на Земле, свободу, семью, здоровье, наличие хороших и верных друзей.Для достижения своих целей они опираются на независимость, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, твёрдую волю. Материально обеспеченная жизнь также важна для современных подростков. Менее значимыми ценностями пока остаются: красота природы и искусства, стремлениесделать людей счастливыми, долг перед Родиной, библиотека. Малозначимыми ценностями для достижения целей жизни оказались честность, жизнерадостность, воспитанность и аккуратность.

Вместе с тем, не все аспекты проблемы были исследованы в равной мере. Предстоит больше внимания уделить работе с родителями по их участию в формировании ценностных ориентаций подростков; необходимо более тщательно исследовать процесс формирования ценностных ориентаций подростков в ходе обучения по разным предметам.

Социальный педагог призван активно работать в области формирования ценностных ориентаций подростков, помогая обретать их одновременно подростку, семье и обществу.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М, 1993.- 280 с.
  2. Молодёжь Самарской области в 2000-2001 гг.: Современное изложение и тенденции развития./ Е.С. Баева, С.В.Вершина, В.Б. Звоновский, С.Ю.Луцева, А.Б. Мендыбаева.- Самара, 2002.- 231 с.
  3. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии.- М.: Республика, 1994.- 464 с.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т.3. / сост. О.С.Богданова, -М.: Педагогика, 1981.-640 с.
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос, 1999. -474 с.