Взаимопомощь при получении инвалидами высшего образования
Н.ЩУКИНА
канд. ист. наук, Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ"

Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать.

И. Г. Песталоцци.

Цель данной статьи - в постановке заявленной темы. Вместе с тем, предлагаемый материал - своего рода анализ реализации комплексной программы "Высшее образование как форма социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и способ осуществления индивидуальных реабилитационных программ" Самарского медицинского института "РЕАВИЗ". И если у уважаемого читателя возникнет желание высказать свою точку зрения по данному вопросу> предложить свой "рецепт", считаю свою задачу выполненной.

Получение людьми с ограниченными возможностями высшего образования предусмотрено российским законодательством, как, впрочем, и поддержка их оптимального уровня самостоятельности, права участвовать в разработке и осуществлении их реабилитации, предусмотрены "Стандартными правилами" ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.93). Однако ряд факторов препятствует этим людям реализовать свое законное право.

Тема получения высшего профессионального образования инвалидами фактически, вне внимания специалистов, тем более проблема их взаимопомощи в данном процессе. Парадоксальность ситуации заключается в том, что в России получает развитие новая профессия - "социальный работник". Носители которой призваны утверждать в обществе принципы партнерства и соучастия в отношении людей с ограниченными возможностями. Последнее же предполагает, согласно упомянутым выше стандартным правилам ООН, приглашение инвалидов, членов их семей и их организации принимать участие в программах, касающихся их положения: в качестве преподавателей, инструкторов-консультантов, а не только получателей помощи, "нахлебников". К процессу образования на всех уровнях надо привлекать родительские группы и организации инвалидов, читаем в правиле 6:"0бразование" "Стандартных vправил" ООН в отношении людей с ограниченными возможностям

Тем не менее, и в социономической литературе доминирует медицинская модель инвалидности, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья - больные, пациенты. Не общество должно приспосабливаться к нуждам и запросам этой категории людей, а они - интегрировать в общество. Не они, а им выбирают место практики и будущей работы, не они осваивают профессию "Социальный работник" испециализацию внутри нее "Медико-социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья", а, так сказать, здоровые люди.1 Инвалиды же - это нуждающиеся в постоянной медико-социальной помощи и психологической поддержке. У них - серьезные пробелы в общеобразовательной подготовке, "упущения в интеллектуальном развитии".2 Иначе говоря, согласно доминирующей в теории и практике образования медицинской модели инвалидности, изменять надо инвалидов. Однако Декларация независимости инвалидов (Н.Кюнк) гласит: "Не старайтесь изменить меня, у Вас нет на это права..."

В Самарском негосударственном медицинском институте "РЕАВИЗ" предпринимаются усилия для реализации социальной модели инвалидности в процессе подготовки специалистов по социальной работе из людей с ограниченными возможностями. Согласно данной модели, не инвалиды должны приспосабливаться к обществу, а наоборот. В таком контексте инвалидность - форма социальной дискриминации, а главная цель социальной работы с инвалидами - помочь им осознать свои человеческие права и реализовать себя. В 2001 году сделан первый набор инвалидов на специальность "Социальная работа" данного ВУЗа. Из 23 студентов 21 имеет инвалидность.

Высшее образование в данном случае рассматривается как форма и средство социальной реабилитации этих людей. К процессу образования привлекаются организации инвалидов, родительские и прочие группы людей с ограниченными возможностями. При этом цели реабилитации трактуются как поддержание оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности, что соответствует требованиям "Стандартных правил" ООН в отношении инвалидов (правила 3, 6). Заметим, что любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый его гражданин был в состоянии себя самостоятельно содержать и обслужить. В этом отношении негосударственный институт "РЕАВИЗ" помогает государству, давая бесплатное образование в области социальной работы людям с ограниченными возможностями, способствуя развитию новой профессии в целом.

При этом используется ряд нововведений. На отделении социальной работы открыты две специализации: "Медико-социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями", и "Работа с общественными объединениями". Они рассматриваются нами как весьма перспективные в силу ряда причин. В Самарской области в настоящее время насчитывается не одна тысяча общественных объединений Организаций много Согласно должностным инструкциям специалистов по социальной работе, последние призваны способствовать становлению и развитию подобного рода общественных объединений. Работа с ними расширяет масштабы социономической деятельности до социума в целом, стимулирует усиление профилактической направленности в этой деятельности, самоорганизацию и взаимопомощь оказавшихся в трудной жизненной ситуации людей Однако до последнего времени явно ощущался недостаток специалистов соответствующего профиля, проявляющийся в объектном отношении к общественным объединениям Ярчайший тому пример - форум добровольцев Самарской области (февраль 2001 г.), в президиуме которого не оказалось ни одного добровольца -представителя общественных объединений, как, фактически, и среди выступающих почти не было добровольцев. Форум проходил в Международный год добровольцев.

Что касается второй специализации - Медико-социальная реабилитация/ инвалидов, - то формально здесь никаких новаций Более того, медицинские ВУЗы призваны осваивать данное направление "социальной деятельности в здравоохранении".3 Особенность анализируемого случая в том, что осваивать данную специализацию будут сами люди с ограниченными возможностями, которые "видят глазами своих клиентов". И в данном отношении можно сказать, что лучшие в мире социальные работники - люди с ограниченными возможностями. "Многим из нас самих нужна социальная помощь, но в то же время мы сами готовы оказать ее в дальнейшем и, наверное, сейчас, т.к. мы по себе знаем, как тяжело жить с разного рода проблемами и с непониманием другими людьми наших проблем. А это очень хорошо для нашей будущей специальности", -размышляет о своем вхождении в профессию "социальный работник" первокурсник "РЕАВИЗа"4

Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" может привести немало аргументов на сей счет Действительно, открытию специальности социальной работы в данном ВУЗе способствовал ряд факторов, многие из которых связаны с развитием сотрудничества с общественными организациями инвалидов Самарской области Речь идет, прежде всего, о "Преодолении" и "Деснице" - организациях "инвалидов-колясочников" г Тольятти и г.Самары соответственно "Преодоление" способствовало становлению специальности социальной работы в ВУЗе, когда базовое социономическое образование получали здесь руководители и специалисты по социальной работе служб социальной помощи семье и детям (в середине 90-х гг.) Совместные семинары-практикумы, проводимые участниками "Преодоления" со слушателями ВУЗа по базовым проблемам социальной работы с инвалидами, использование издаваемых этой организацией газеты "Вместе" и серии "Твой трудные путь к победе" - библиотерапии для инвалидов - на лекциях и семинарах по проблемам самопомощи,посредничеству в социономической деятельности, способствовали утверждению партнерских отношений социальных служб, руководители которых получали базовое образование в "РЕАВИЗе", с общественными объединениями людей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в процессе профессиональной подготовки этих специалистов. Происходил продуктивный, конкретный и своевременный обмен информацией, опытом профессиональной и добровольческой деятельности в сфере социальной работы. Вместе с тем, ВУЗ осуществлял посредническую миссию в отношениях специалистов и неспециалистов.

В настоящее время происходит тесное сотрудничество ВУЗа с "Десницей" на поприще развития: взаимопомощи среди людей с ограниченными возможностями - как студентов ВУЗа, так и участников "Десницы",- способствуя вхождению в эту организацию в разных качествах - участника, помощника, ученика - своих студентов.

Первое знакомство студентов "РЕЛВИЗа" с Десницей" прошло на "круглом столе", проведенном в этой организации в рамках учебного курса "Введение в специальность" На этом "занятии" студенты познакомились со своими будущими преподавателями - участниками "Десницы", уже читающими спецкурсы, элективы для студентов - социальных работников других ВУЗов города.

В 2001 году четвертая часть студентов - социальных работников "РЕАВИЗа" прошла здесь курс обучения по программе "Твори добро себе во благо" Цель программы - создание школы персональных помощников для работы с детьми-инвалидами и их родителями Заметим, что в отечественном законодательстве отсутствуют статьи, гарантирующие инвалидам даже на декларативном уровне права на сопровождение, общение, облегчение жизни родителям ребенка-инвалида Поэтому соответствующие функции, способствующие утверждению философии независимой жизни инвалидов, берут на себя их организации, с помощью студенческой молодежи в нашем случае. По окончании обучения в школе персональных помощников "Десницы",которое проходило в свободное от учебы время, студенты были посвящены в добровольцев, и за каждым из них закреплена семья нетипичного ребенка. Одной из лучших выпускниц школы персональных помощниковстудентке "РЕАВИЗа"было предложено продолжить обучение философии независимой жизни в Финляндии, дабы по возвращении включиться на профессиональных началах в развитие добровольческого сектора социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

Отныне каждый из волонтеров принимает непосредственное участие в формировании у своих подопечных - детей-инвалидов и их родителей - философии независимой жизни, преодолении негативной стереотипизации таких семей. Более того, овладение такого рода практикой социальной работы способствовало успешному вхождению первокурсников в студенческую научную жизнь, участию в формировании партнерского отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями на уровне международных научно-практических конференций. Так, в январе 2002 г. двое первокурсников "РЕАВИЗа" - из окончивших школу персональных ассистентов в "Деснице"приняли участие в проходившей в Мордовском государственном университете конференции по добровольчеству. Выступления с трибуны уважаемого форума студентов - социальных работников - на равных с учеными страны, рассказавших об их участии в практике добровольчества в Самарской области очередной фактор взаимопомощи студентов-инвалидов, если под взаимопомощью понимать совместную деятельность людей, объединенных сходными проблемами, которые они пытаются решать нередко с помощью профессионалов.7

Показателем успешности вхождения первокурсников в научную жизнь служит, на наш взгляд, приглашение "их "на IX Международную конференцию "Ребенок в современном мире. Дети и город" в Санкт-Петербургский педагогический университет им. А И. Герцена, и высокая оценка, данная их вхождению в профессию с трибуны Всероссийского научно-практического семинара, проходившего 21 февраля 2002 г. в Ульяновском государственном университете. Заметим, что тезисы выступлений в оргкомитет предстоящей в Санкт-Петербурге конференции первокурсники уже отправили, а первую в своей жизни сессию сдали на "отлично".

В числе волонтеров - студенты разных ВУЗов города, изъявивших желание стать персональным помощником. В этой связи анализируемый процесс социальной реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов, далек от ситуации "слепой ведет слепого". Вместе с тем, участие в данном процессе студентов с ограниченными

возможностями здоровья знаменует собой на наш взгляд реализацию стандартов ООН в отношенииобразования инвалидов.

Законы Российской Федерации "Об образовании" (ст. 14) и "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" (ст. 19) регламентируют общие требования к содержанию профессионального образования. Но эти регламентации носят предельно общий характер и должны быть конкретизированы в учебных планах ВУЗов, программах, способах и средствах обучения. При этом учебным заведениям предоставляется право самим решать едва ли не все вопросы своей деятельности.

В этой связи в Самарском медицинском институте "РЕАВИЗ" предприняты усилия по реализации права инвалидов на образование в свете требований, соответствующих стандартам ООН, и учета сложившейся практики социальной работы с инвалидами их организаций.

' Речь идет о литературе по социальной работе.

2 См.: Храпылииа Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов//Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. №1. С.30-31; Баумгартен Л. О трудоустройстве инвалидов -выпускников МИИ// Высшее образование в России. 2001. №1. С. 102-103; Гранкин А.Е. Социальная и лечебная реабилитация людей с ограниченными возможностями в сфере получения высшего образования/ Проблемы деинстигуциализапии детей-инвалидов. М., 2001. С.98-101; Тевлииа В. Профсссия - "социальный работник'7/Высшее образование в России. 2001. № б. С.46-49.

3 Тевлина В. Указ, соч. С.46.

4 Сплошной опрос первокурсников по анализируемому вопросу, проведен в марте 2002 г.

5 См., например: Если ты парализован... Тольятти, 1995. - 51 с.; Жить с множественным склерозом. Тольятти, 1998. - 41 с.; Физиотерапия при мышечных заболеваниях. Тольятти, 1998. - 41 с.

6 Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USA/D) и управляется Московским представительством Совета по международным исследованиям и обменам (АИРЕКС) и СРОО ИЭКА "Поволжье".

7Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994. С.21,2