Образовательные технологии в комплексной системе обучения безработных граждан и незанятого населения основам предпринимательской деятельности
Грищенко Н.Н. Морозов В.В.
Региональный аспект на примере Департамента ФГСЗН по Самарской области
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения призвано осуществлять экономические и социальные функции. В области экономики это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности; в социальной областиповышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда. Стремление получению необходимых знаний и профессиональных навыков существенно усиливается, если обучаемый четко понимает необходимость прохождение соответствующей подготовки для реализации поставленных целей, ускорения возможности иметь доходное занятие, достижение устойчивой занятости, что особенно важно при выборе безработным такой сферы деятельности, как предпринимательство. Выбор предпринимательства как основы своей будущей деятельности предполагает обучение безработных этой сфере деятельности. Решению этой важной проблемы и посвящена данная статья, Профессиональное обучение предпринимательству строится на основе комплексного подхода и предполагает разработку системы,
состоящей из комплекса взаимосвязанных компонентов включающих:
законодательные и нормативно - правовые акты; требования к содержанию условиягруда со стороныработодателей включая государство;
преемственность образовательных программ, всей сети образовательных учреждений,занимающихсяобучениембезработныхсучетом профессиональных стандартов различного уровня и направленности и др. Взаимодействие этих компонентов на всех этапах обучения обусловило создание комплексной системы обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, базирующейся на следующих основных принципах:
преемственностьобучениясимеющимсяобразовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;
подход к обучению как к интегральному процессу, включающему в себя не только приобретение знаний, умений навыков, но и осуществление профориентационной работы и психологической поддержки, а также последующее сопровождение предпринимательской деятельности;
формирование содержание обучения с учетом требований рынка труда, широкое внедрение инновационных технологий и методик обучения;
модульное построение профессиональных образовательных программ;
возможность многоканального финансирования подобного обучения;
взаимодействие органов занятости с социальными партнерами;
выявления соответствия результатов обучения требованиям профессиональных стандартов через организацию независимой сертификации работников.
Важной особенностью формируемой комплексной системы обучения безработныхграждан основам предпринимательской деятельности, отличающей ее от уже имеющихся, является введение критериев, как
объективных, так и субъективных, позволяющих отнести безработного к той, или иной группе слушателей, обучаемых по программам различного уровня подготовки,
Объективными мы считаем критерии, которые обязательны для всех участников программы и не зависят от индивидуальных особенностей претендента,
Субъективными, соответственно,считаются критерии, которые отражают индивидуальные особенности претендента.
Учебные программы в рамках данной системы строятся по единой технологии с соблюдением единых принципов построения программ и включают:
практическуюнаправленностьпрограммынадеятельность предпринимателя в сфере малого бизнеса;
выбор и формулировку единой стержневой идеи, пронизывающей всю проблематику программы обучения;
комплексный подход к умениям и знаниям предпринимателя;
модульный способ построения программы;
разнообразие форм организации обучения в их логическом сочетании (информационные и активные формы в единстве);
сочетание теории и передовой практики предпринимательской деятельности;
сочетание исторического национального опыта и опыта мировой цивилизации в предпринимательстве;
изучение регионального опыта предпринимательства;
выход на конечный продукт обучения - защиту бизнес-плана;
развитие целевого взаимодействия предпринимателя и преподавателей учебного центра после обучения в процессе-развития созданного бизнеса.
Особенностью учебных программ в системе является взаимосвязь между модулями, обеспечивающая целостность системы подготовки безработных, отвечающего требованиям предъявляемым к выпускнику образовательногоучреждения, с точки зрения возможности самостоятельной работы в предпринимательской среде, созданной им фирмы.
Инновационный характер модульного обучения заключается в принципиально ином взаимодействии педагога и обучаемого. В этом случае эффективность педагогического процесса достигается за счет максимальной активности самого обучаемого, а педагог выполняет консультационно координирующую функцию, реализуемую на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В этом случае обучение становится субъект - субъектным,
Соблюдение данных принципов позволило обеспечить личностно ориентированное обучение безработных основаное не только и не столько на задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, таких как рефлексия, планирование, целеполагание, сколько на задаче развития индивидуальных профессиональноважных качеств предпринимателя. Средством развития этих способностей должна быть конкретная деятельность, направленная на создание бизнес-плана и организацию своего собственного дела.
Процесс обучения предпринимательской деятельности должен быть приближен к конкретному потребителю, который становится и конкретным заявителем на определенный тип подготовки. Вся система знаний и умений в целом в процессе обучения должна интегрироваться вокруг конкретных потребностей данного предпринимателя, должна следовать логике обучения и удовлетворять личные потребности и возможности обучаемых. Дисциплинарный подход в обучении, характерный для традиционного образования, уступает место интегральному подходу, при котором ядром являются профессиональные умения, а знания интегрируются вокруг них.
Мы пришли к выводу, что модульное построение учебного процесса позволяет организовать работу по индивидуальным учебным планам, дающим возможность некоторым слушателям самостоятельно выбрать модули и модульные единицы, изучение которых необходимо для их
предпринимательской деятельности, В этом случае расписание занятий составляется на неделю вперед, и в течение одного учебного дня организуется занятие, раскрывающее один модуль или модульную единицу. Подобное построение учебного процесса дает возможность слушателям самостоятельно поработать над бизнес-планом, Большое значение при организации учебного процесса имеет правильный выбор средств обучения. Средства обучения используются преподавателем как инструменты учебного процесса, усиливающие усвоение материала, поскольку они ориентированы на восприятие через все органы чувств человека. Средства могут применяться и для поиска, анализа и использования информации (например, при обучении с применением компьютера). Наконец, средства могут использоваться и для руководства процессом обучения (обучение с помощью специальных компьютерных программ). Нами разработана компьютерная программа методического сопровождения учебного процесса <Виртуальный методический кабинет>, которая позволяет преподавателю максимально использовать наглядность при проведении занятия, экономить время для организации более интенсивного усвоения, использовать весь современный арсенал средств, а также вводить элементы дистанционного обучения. Кроме того, преподаватель постоянноимеет возможность вносить какие-то коррективы и изменения в организацию своего занятия в зависимости от группы, или от каких-то внешних изменений.
Учебный процесс формируется как совокупность взаимодействующих между собой элементов инфраструктуры рынка и непосредственно предпринимательской деятельности (банки, биржи, местные органы управления, налоговые инспекции, венчурные фонды, инвестиционные компании и т.д.), а также элементов культурной среды.
Для эффективной деятельности слушателя по созданию бизнес-плана своей фирмы недостаточно предоставить ему возможность получить, приобрести, выработать комплекс знаний, умений и навыков в области предпринимательской деятельности, а необходимо в учебном заведении создать среду, раскрывающую развитие малого бизнеса. Это возможно с помощью средового подхода, который включает в себя:
Предпринимательскую средуобщение с предпринимателями-выпускниками предыдущих потоков, занимающихся аналогичным бизнесом, подбор микро команды для своего бизнеса с помощью соответствующего банка данных, общение с работниками органов власти, представителями различных фондов, участие в клубе деловых людей, заключение партнерских договоров, соглашений, возможность стать клиентом интеллектуального бизнес - инкубатора.
Консалтинговую среду бизнес-консультирование ведущими специалистами, на этапе разработки бизнес - идеи и работы над бизнес-планом, процессное консультирование- консалтинг в процессе становления и развития своего дела.
Инвестиционную среду - выход на потенциальных инвесторов бизнес -проектов, участие в конкурсах бизнес проектов, по линии получения субсидий от департамента ФГСЗН.
Информационную среду свободный доступ к новейшим информационным технологиям, включая доступ к информационным базам данных (Виртуальный методический кабинет), базе данных (по нормативно-правовому обеспечению малого бизнеса), системе экономической экспертизы рисков и др.
Внешнюю среду обеспечивающую доступ к инфраструктуре, определяющую воздействие, как на функционирование предпринимательских структур, так и на их поддержание и развитие в различных областях, включая: информационные, консалтинговые, инвестиционные и др.
Социальную среду - определяющую характер потенциального рынка труда и услуг; изменения потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), изменения стиля жизни, а все вместе мотивация для изменения образа жизни.
Правовую среду предполагающую работу предприятий малого бизнеса в определенных юридических рамках и нормах регулирующую поведение бизнес - организаций в разрешении споров, конфликтов между ними и обществом в целом,
Государственную среду обеспечивающую прагматическое вмешательство в сферу предпринимательства,т.е.согласование политическихвоззренийсиндивидуальнойинициативой предпринимательства.
Политическую среду - определяющую внутренний рынок, который может находится под влиянием политических событий и партийных решений
Технологическую среду определяющую динамику спроса и предложения на рынке труда и услуг, влияющую на темпы инновационных процессов и технологий.
Экономическую среду регулирующую процессы производства продукции и услуг, которые находятся в конкретной связи с экономической средойвключая: уровень занятости,платежный баланс,темпы экономического роста и др.
Ресурсную среду решающую проблемы путем получения неограниченного количества ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия окружающей среды.
Этот подход обеспечивает комплексность в выработке умений и знаний предпринимателя, исходя из реальностей общественных отношений, в которые он вступает в процессе своей деятельности (управленческие, экономические, правовые, социально-психологические и др.), такой подход позволяет предпринимателю увидеть себя цельным субъектом общественной жизни и открывает ему перспективы саморазвития. В системе заложено не предметное (традиционное) обучение, а сочетание проблемного обучения с изучением деятельности реальных организационных рыночных структур, с которыми взаимодействует предприниматель (биржи, брокерские конторы,
банки, страховые компании, юридические учреждения, местные органы власти и управления и др.), это позволяет предпринимателю вникнуть в содержание различных видов и структур деятельности в условиях рынка. С учетом средового подхода при формирование комплексной системы было выделено несколько этапов учебного процесса.
Первый этап - посвящается организации учебного процесса и связан с вопросамидиагностики,выявлениюмотивациибезработныхк предпринимательской деятельности,
Второй этап - объединяет в себе деятельность по формированию бизнес идеи, исходя из того, что начинающий предприниматель должен обладать, прежде всего, идеей, которую можно охарактеризовать как идею, основанную на инновации или включающую в себя инновационный момент. Наличие реальной для осуществления идеи - основной фактор, необходимый для формирования реального бизнес-плана.
Третий этап - направлен на работу по созданию каждым слушателем бизнес-плана. Этот этап учебного процесса самый большой по времени и насыщенности. Бизнес - план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все мероприятия, которые для этого необходимо осуществить,разработатьсхемуфинансовогообеспеченияэтих мероприятий, выявить возможный доход и определитьуровень прибыльности
В настоящее время комплексная система внедрена в учебных центрах Департаментов ФГСЗН Минтруда России, как наиболее адаптированных и практически единственных на сегодняшний день учебных заведениях, сориентированных на работу с безработными гражданами, знающие проблемы безработных и умеющие профессионально работать с этой категорией, прошедшие лицензирование, аттестацию и аккредитацию.
Для эффективного внедрения разработанной системы необходимо содействие государства, местного самоуправления, общества в целом. Одной из форм содействия малому предпринимательству является формирование инфраструктуры, которая должна быть нацелена на оказание малым предприятиямдоступныхикачественныхсервисныхуслуг (информационных, консультационных, образовательных, финансовых), и состоять из различных объектов, включая: бизнес центры, агентства поддержки малого бизнеса, учебно-деловые центры, бизнес инкубаторы, консалтинговые фирмы, различные фонды, лизинговые компании. В настоящее время, существующая инфраструктура поддержки и развития
малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальных уровнях не обеспечивает должной поддержки и развития структур малого бизнеса, особенно создаваемых безработными гражданами.
Для осуществления комплексного сопровождения предпринимателей из числа безработных граждан и создаваемых ими предпринимательских структур в рамках учебных центров предлагается создать центры консультационно-технической поддержки (ЦКТП), которые должны стать связующим звеноммежду предпринимателямии региональными структурами по развитию и поддержке предпринимательства, а также обеспечить устойчивость существования предпринимательских структур в рыночных условиях и эффективность их деятельности в сфере малого бизнеса.
Основными задачами ЦКТП являются:
мониторинг рынка товаров и услуг для выявления потребностей населения и организаций, а так же развития малого бизнеса;
поддержка предпринимательских структур, созданных безработными гражданами после завершения обучения;
взаимодейсвие с региональной инфраструктурой поддержки малого
экспертиза бизнес-планов, инновационныхи инвестиционных проектов, разработанных предпринимателями из числа безработных граждан;
консультирование предпринимательских структур по нормативно-правовым,экономикефинансовым,экологическим, социально-психологическим и др. вопросам, безопасности жизнедеятельности, а так же использованию информационных технологий и средств связи;
участие в организации привлечения инвестициидля реализации проектов предпринимателей из числа безработных граждан;
повышение эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования;
Центры консультационно - технической поддержки должны стать однимиизважнейшихэлементовинфраструктурыподдержки предпринимательских структур, созданных безработными на региональном уровне.
Создание комплексной системы обучения безработных граждан и
незанятого населения основам предпринимательской деятельности в настоящее время обеспечивает непрерывность процесса обучения с процессом консультирования и поддержки структур малого бизнеса, созданных безработными гражданами, что позволяет эффективно решать вопросыразвитияпредпринимательстваповыситьэффективность использование рабочий силы на рынке труда.