СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

Минина Н.А.

Россия, Самара, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в последнее время А.Д.Андреевой, Т.В.Вохмяниной, Н.И.Гуткиной, И.В.Дубровиной, В.В.Зацепиным, А.Б.Николаевой, В.Э.Пахальяном, Н.Н.Толстых, Н.В.Шуровой и другими. Авторы показали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - "психологическое здоровье" и развели понятия "психическое здоровье" и "психологическое здоровье". [5]

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют с ним и играют, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. При этом подчеркивается, что следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для развития и обучения. Таким образом, основным критерием психического здоровья является психическое равновесие. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. [9]

Термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социального, философского и других аспектов. [5]

Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, имеющей собственную точку зрения и внутренние осознанные самоориентиры. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое.

Здоровый человек - это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым ни на кого не нападающий и пр. (А.Маслоу). Он выделял два составляющих психологического здоровья. Во-первых, это стремление людей быть всем, чем они могут, то есть развивать весь свой потенциал через самоактуализацию.

Во-вторых, - это стремление к гуманистическим ценностям. А.Маслоу утверждал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, стойкость, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. [6]

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением личностных новообразований. [1]

В дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценивать свои поступки. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо или косвенно влияет на личностное развитие дошкольника и психологическое здоровье. [4]

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано со стилем родительского воспитания, что проявляется в характере взаимоотношений родителей и детей и выражается в родительской позиции.

А.А.Спиваковская выделила критерии родительской позиции, которые составляют социально-психологическую компетенцию семьи:

1)адекватность - неадекватность;

2)динамичность - ригидность;

3)прогностичность - непрогностичность. [8]

4)Социально-психологическая компетенция родителей включает:

-знания индивидуальных и возрастных особенностей своих детей;

-умения адекватно отреагировать на то или иное поведение ребенка;

-умения выбирать адекватную форму общения в различных ситуациях. [7]

Для исследования особенностей взаимоотношений в диаде "мать-ребенок" мы применили опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" И.М.Марковской. [3] В данном опроснике выделены 10 шкал, позволяющие выявить сформированность социально-психологической компетенции семьи: нетребовательность-требовательность, мягкость-строгость, автономность-контроль, эмоциональная дистанция-близость, отвержение-принятие, отсутствие сотрудничества-сотрудничество, тревожность за ребенка, непоследовательность-последовательность родителя, воспитательная конфронтация, удовлетворенность отношениями с ребенком.

Для исследования психологического здоровья детей, их эмоционального состояния были использованы две методики:

1.Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен - он является индикатором общего эмоционального состояния ребенка. [10]

2.Проективная методика "Раскрась свои чувства" в адаптации Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, позволяющий ребенку представить цветной потрет своих чувств.

Тестирование родителей по опроснику "Взаимодействие родитель-ребенок" позволило вычислить средние арифметические показатели по шкалам опросника.

Матери данной группы характеризуются следующим сочетанием: у них отсутствует система требований во взаимодействии с ребенком, они достаточно мягки в мерах, применяемых к ребенку, что сочетается с достаточно высокой степенью контроля, мелочной опекой. Матери принимают своего ребенка на среднем уровне близости, они последовательны и постоянны в применении наказаний и поощрений и имеют средний уровень удовлетворенности существующими отношениями.

Тестирование детей по тесту тревожности и последующий количественный анализ результатов показал, что 78.5% детей имеют высокий уровень тревожности - это свидетельствует о постоянном наличии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять.

Качественный анализ ответов позволил определить те сферы, которые выступают источником повышенной тревоги: одевание, умывание, еда, укладывание спать, собирание игрушек, ребенок с родителями. Таким образом, анализ фрустрирующих ситуаций показал, что для подавляющего большинства дошкольников с повышенной тревожностью основным ее источником является нарушение эмоционально-положительного контакта в семье.

Для уточнения данной информации дети выполнили проективную методику "Раскрась свои чувства". Качественный анализ рисунков показал, что 85% детей переживают состояние дискомфорта. Главной проблемой, вызывающей данное состояние является отсутствие защищенности - 71% детей. Второй по значимости является проблема беспокойства, связанная с мыслями, которые напрягают и пугают ребенка - 65%. На третьем месте находятся проблемы в общении и эмоциональные затруднения - 35%. Можно предположить, что основной причиной такого состояния, нарушающего психофизиологическое здоровье детей, является семья.

Сравнительный анализ индивидуальных ответов родителей по опроснику "Взаимодействие родитель-ребенок" и актуально переживаемых эмоциональных состояний ребенка подтвердил данное предположение: низкий уровень социально-психологических компетенций родителей приводит к повышению уровня тревожности ребенка и проявляется это в неблагоприятных эмоциональных состояниях, нарушающих психологическое здоровье ребенка.

Наиболее благоприятная ситуация для сохранения психологического здоровья создается в тех семьях, где мамы имеют четкую систему требований, эмоционально близки к своему ребенку и умеют сотрудничать с ним.

Социально-психологические компетенции оказывают влияние на ребенка через линии семейного воспитания: линии эмоционального принятия, линии требований, линии контроля и линии взаимоотношений. [2]

Проведенное исследование показывает необходимость организации профилактической работы по формированию социально-психологической компетенции семьи.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

3.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.

4.Практическая психология образования./Под ред. Дубровиной И.В. М., 1997.

5.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. Дубровиной И.В. Екатеринбург, 2000.

6.Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000.

7.Слот В., Спанярд Х. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированным на социальную компетенцию.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000, № 1.

8.Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1996.

9.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М., 2000.

10. Тест тревожности. М., 1992.