ОККУПАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - ОДИН ИЗ КОМПЕНСАТОРНЫХ СПОСОБОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Маслова О.А.
Россия, Самара, Областной психолого-медико-педагогический центр диагностики, коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов

Служба семьи, материнства и детства Самарской области на самом высоком уровне признана уникальной, технологически и структурно развитой, максимально эффективной на территории Российской Федерации. Созданная в довольно тяжелое время, при недостатке финансирования, на фоне острой социальной напряженности и понижения роли государства во многих процессах жизни общества, она, тем не менее, с самого начала развивалась как мощная прогрессивная система, использующая в работе последние достижения и опыт многих развитых стран мира [1]. Одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с семьей является Великобритания. Ориентируясь на опыт социальной службы Великобритании, служба семьи, материнства и детства Самарской области большое внимание уделяет интегрированному подходу к социальной реабилитации как наиболее экономически рентабельному и социально эффективному, целостному циклу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и интеграцией его в общество.

Как в России, так и за рубежом обширным разделом реабилитации детей с ограниченными возможностями является оккупациональная терапия - Occupational Therapy.

В России этот термин нередко переводят как "трудотерапия", что ошибочно, т.к. трудовая терапия - это направленное вовлечение клиента в трудовую деятельность с целью лечения и реабилитации.

Occupational Therapy - в буквальном переводе "занятийная терапия" или "лечение занятиями, занятостью" - лечение людей с ограничениями жизнедеятельности через определенный отбор занятий с целью восстановления у них максимального уровня функций и независимости во всех аспектах жизни [2, 137].

Оккупациональная терапия - деятельностная терапия, активная форма восстановления и сохранения здоровья и возвращения человека к нормальному социальному функционированию, интеграции его в общество [3,3].

Синонимом оккупациональной терапии является Ergotherapy (эрготерапия). Этот термин используется в Германии и Франции из-за трудностей точного перевода оккупациональной терапии на национальные языки. В России наиболее близким понятием к оккупациональной терапии является термин "социальная реабилитация" (социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация), который описан в Федеральном Законе РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 24.11.95г..

В настоящее время оккупациональная терапия - самостоятельное направление в системе охраны здоровья и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, целью которой является выработка у ребенка социальных навыков путем использования компенсаторных способов абилитации и реабилитации. Модель оккупациональной деятельности рассматривается как единая, ориентированная на задачу концептуальная основа, которая включает в себя лечебные мероприятия, обучающий процесс, моделирование компенсаторных механизмов деятельности индивида, восполняющих, либо замещающих утраченные (нарушенные) функции.

Комплексное изучение биологического и социального компонентов здоровья помогает рассматривать реабилитационный процесс и его цель - интеграцию индивида в общество - как процесс двухсторонний, направленный на ликвидацию ограничений жизнедеятельности человека, связанной с его патологией, и на устранение социальных препятствий, возникших вследствие обстоятельств и условий, независимых от него, но в не меньшей степени ограничивающих его в возможностях. Являясь в начале терапевтического курса медицинской технологией, ставящей задачи прямого физического замещения утраченных функций замещающими или дублирующими навыками, оккупациональная терапия, тем не менее, играет не меньшую роль в социальной адаптации индивида и интеграции его в общество, позволяя ему чувствовать относительную независимость от сопутствующих услуг, предлагаемых социумом человеку с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и ощущать себя полноценным членом общества, участвующим в созидательной деятельности, несмотря не определенные ограничения возможностей, с другой. Здесь можно особо отметить большое значение адаптационно-бытовых технологий, которые позволяют индивиду с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно, автоматически возмещать свои недостающие функции (с помощью пандусов, подъемников, специального транспорта, систем ориентирования для слепых и глухих, адаптационного оборудования и др.). Сочетание этих технологий с грамотно подобранными методами оккупациональной терапии выполняет крайне важную функцию психологической интеграции человека данной категории в общество, позволяя ему получать различные формы компенсации своих недостатков по мере необходимости, а не запрашивать их у общества.

Одной из задач оккупациональной терапии является обеспечение человека с ограниченными возможностями здоровья широким диапазоном адаптационного, бытового, реабилитационного оборудования с целью адаптации индивида к окружающей среде. Важной функцией трудотерапевта является грамотный подбор удобного и эффективного оборудования для ребенка, обучение его и его семьи правильному пользованию данными приспособлениями, а также обеспечение через социальную службу доступа к услугам по обмену, аренду или прокату данного оборудования. Очевидна экономическая эффективность данного сервиса для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время оккупациональная терапия занимает ведущее место в направлении, объединяющем усилия органов здравоохранения, социальной службы в деле сохранения здоровья, социально-бытовой адаптации, сохраняя в то же время большую степень автономности своей профессии.

Особенности оккупациональной терапии детей заключается в том, что специалисты имеют дело не со сформировавшейся личностью, а с динамично развивающейся "сложной модификацией человеческого бытия, ибо его существование есть остро противоположный процесс, превращение биологического формы жизни в биосоциокультурную" [5, 177]. А там, где речь идет о реабилитации (абилитации) и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс наиболее ответственен как для самого ребенка, так и для общества в целом, так как пограничное психологическое состояние и наличие большого количества комплексов у ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода к реабилитационному процессу [6, 112].

Неудачная попытка или неправильно примененная методика оккупациональной терапии может нанести непоправимый вред всему процессу реабилитации, и, как следствие, интеграции ребенка данной категории в общество, лишив его эмоционально-волевой мотивации по преодолению сложностей реабилитационного процесса.

Основными задачами социальной реабилитации являются:

-формирование замещающих навыков, способствующих адаптации индивида к жизни в окружающем его социально-бытовом пространстве;

-помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в приобретении навыков самостоятельности, общения со своими сверстниками, расширении сферы жизнедеятельности, не замыкаясь в своей семье;

-создание положения, которое позволяет каждому ребенку с физическими или умственными недостатками реализовать свои возможности, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

-помощь окружающим - членам семьи, соседям, сверстникам - принимать, уважать индивидов с ограниченными возможностями здоровья, доброжелательно относиться к ним в быту, обеспечивать для них равные возможности и ценить способности этих людей.

Конечной целью социальной реабилитации является наиболее полная и качественная психологическая и духовная подготовка ребенка к жизни в обществе, то есть приобретение им таких навыков, которые позволят ему позитивно изменить взгляды на свое положение в обществе и максимально приблизить к желаемому отношение общества к нему.

В социальной реабилитации применяется широкий спектр технологий оккупациональной терапии, которые способствуют интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество. Целесообразно подбирать технологии и методы оккупациональной терапии в соответствии с индивидуальными особенностями каждого конкретного ребенка. Так, например, агротерапию, зоотерапию рекомендуется использовать в реабилитационной работе с детьми, имеющими психические нарушения, но нормальные физические показатели. Компьютерные технологии применяются в работе с детьми с сохранным интеллектом, но имеющими физические недостатки.

Агротерапия - одно из направлений эрготерапии, направленное на приобретение ребенком трудовых навыков, связанных с выращиванием растений. Участвуя в трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания о жизни растительного мира, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности. Наряду с этим совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, и, прежде всего, его мотивационный настрой. Повышается уровень познавательной активности, расширяется диапазон знаний и представлений об окружающем мире, происходит удовлетворение потребности в самореализации. Таким образом, агротерапия - один из новых современных коррекционных методов - может рассматриваться как эффективное средство компенсаторного характера, комплексно воздействующего на ряд психоинтеллектуальных и двигательных нарушений, а также на формирование и развитие социальных навыков у детей с ограниченными возможностями.

Английские коллеги в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья активно используют компьютерные технологии, которые работают в интерактивном режиме с ребенком.

Отдельное место среди компьютерных технологий занимают "социальные" компьютерные программы, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д., что позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться к той или иной незнакомой жизненной ситуации.

Компьютерные технологии не только снижают степень интеллектуальных дефектов и способствуют раскрытию потенциальных возможностей психики, но наряду с этим развивают манипулятивную активность в целом и мелкую моторику рук в частности, оптимизируют целый ряд других локомоторных функций, способствуют становлению и развитию речевого анализатора и т.д. Следует подчеркнуть, что оценка эффекта применения компьютерных программ истинно объективна, так как ее производит сам компьютер с помощью системы баллов, набираемых ребенком в единицу времени или по количеству верно выполненных заданий.

Развивающие и обучающие программы призваны в том числе приучать ребенка к самостоятельности принятия решения. Многие трудотерапевты в Англии именно работу с компьютером рассматривают как возможность для трудоустройства ребенка с ограниченными возможностями здоровья в будущем, осознание им своей общественной полезности и, как следствие, успешной социализации во взрослую жизнь.

Особое значение в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья придается игровой терапии, основу которой представляет концепция "игра - лучший способ обучения". В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, делать выбор и принимать самостоятельные решения. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемыми детьми от совместной игры, имеет терапевтический эффект.

В игровой деятельности ребенок не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Задача коррекционной работы рассматривается как совокупность психолого-педагогических действий, направленных и на исправление недостатка, и на компенсацию нарушенного, а также на абилитацию, т.е. чтобы ребенок при своих трудностях мог самостоятельно и адекватно жить в обществе.

Нельзя не отметить активно проводимую социальными службами Англии "идеологии равных возможностей", в том числе и в отношении качества получаемого образования, а также "концепции выбора", где главный акцент делается на принятие ребенком самостоятельного решения из нескольких предложенных вариантов. База данного образования - принцип "Равные возможности для всех детей", когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и учатся вместе со здоровыми детьми.

Но ни одна социальная технология не будет функционировать без поддержки общества. Необходимо отдельно отметить большую работу социальной службы Англии по формированию общественного мнения и атмосферы глобальной поддержки обществом детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Как частное проявление этого - широко представленное волонтерское движение. В структуре социальной службы функционирует специальный отдел по работе с волонтерами. Молодые люди работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, со взрослыми людьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии, с молодыми правонарушителями. Являясь добровольным помощником детям с ограниченными возможностями здоровья, волонтер не только облегчает им жизнь, но и сам невольно становится проводником идеологии наиболее полной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Многие работники социальной службы начинали свою карьеру с работы в волонтерском корпусе. Одним из достижений работы службы волонтеров является привлечение к работе в качестве волонтеров молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (на основе концепции "Поддержка равного равным"). В последние годы и в Самаре проводится активная работа по развитию волонтерского движения.

Самарская область по праву может считаться уникальной пилотной площадкой как для внедрения новых прогрессивных социальных технологий, так и для обучения специалистов по работе с семьей и детьми. Поэтому именно на территории Самарской области волонтерское движение может получить активное развитие, привлекая как местных, так и специалистов из других субъектов РФ, желающих ознакомиться с уникальной службой семьи, материнства и детства Самарской области, получить богатый практический опыт и принести пользу обществу.

  Литература
1. Гусарова Г.И., Котельников Г.П., Пятин В.Ф. Руководство по медико - социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. - Москва: Медицина, 2001. - 307 с.
2. Д.Вернер. Реабилитация детей-инвалидов. - U.S.A. 1995. 660 c.
3. Дашкина А. Трудотерапия и национальная система здравоохранения в Великобритании // Социальная работа. Осень.2001.С.48.
4. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. 191 с.
5. Трудотерапия в Великобритании и Франции. М., 2000. - 177 с.
6. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. Под. ред. А.Н.Дашкиной. Издательство Социально-технологического института. Москва. 1998.
7. Greek J. Occupational Therapy and Mental Health. 2nd edition, Churchill, Livingstone, 1997.
8. Turner A., Foster M. Occupational Therapy and Physical Dysfunction (Principles, skills and practice). 1997.
9. Watson D., Townsley R., Abbott D., Latham P. Working Together? Multi-agency working in services to disabled children with complex health care needs and their families: A Literature Review. Birmingham: The Handsel Trust.
2002.