ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С АЛКОГОЛИКАМИ И НАРКОЗАВИСИМЫМИ В РАМКАХ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА
Протоиерей Евгений Шестун

Россия, Самара, Самарская православная духовная семинария, Кафедра православной педагогики и психологии

На одном из совещаний, где обсуждалась программа по борьбе с наркоманией, медики достаточно высокого уровня, ссылаясь на слова министра здравоохранения, заявили, что наркомания - болезнь неизлечимая. Душа восстала против этих слов. Сколько молодых людей, их родителей и близких потеряют надежду, сколько сердец наполнится унынием и отчаянием. Врачи сообщили правду о себе, но не о наркомании. Сказав, что наркомания - болезнь неизлечимая, они должны были договорить, что она неизлечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной. Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - существо не только плотское и душевное, а и духовное. Духовную немощь медицинскими методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое, плененное состояние человеческой души. Человек не может излечить такую душу, а только Бог Своею Благодатью, по мнению Православной Церкви, может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.

Более чем четыре года назад архиепископ Самарский и Сызранский Сергий дал нам послушание окормлять людей, страдающих недугом алкоголизма и наркомании. Так образовалось братство "Радонеж", и к настоящему времени у нас уже накопился некоторый опыт преодоления этих недугов православными церковными методами. Нам ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с пороком пьянства и алкоголизма; в XIX-XX веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Мы не ставим своей целью показать полный опыт служения Церкви по преодолению пороков алкоголизма и наркомании в обществе, а делимся наблюдениями и впечатлениями, которые были получены в процессе общения с людьми, настрадавшимися и погибающими, но с Божьей помощью воскресшими и ожившими, открывшими нам глаза на многие реалии духовной жизни.

Слово "наркомания" состоит из двух слов - "нарко" и "мания". Словарь иностранных слов поясняет значение этих понятий, пришедших в наш язык из греческого языка. "Нарко" переводится на русский язык как оцепенение. Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном состоянии. "Мания" обозначает безумие, страсть, влечение. Это вторая составная часть сложных слов, обозначающая сильное пристрастие, болезненное влечение к тому, что выражено в первой части слова. "Наркотик" переводится как "приводящий в оцепенение, одурманивающий".

Этимологический анализ показывает, что наркоман - это человек, связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, как показывает жизнь, не только испытывающий, но и прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения он попал под влияние демонических сил. Таким образом, по мнению Православной Церкви, наркомания, представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря - беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана - отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), способен обманывать и обворовывать самых близких людей, поэтому наркоману, на первых стадиях реабилитации верить нельзя. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым. Главное - это воцерковление всей его жизни.

Слово "алкоголь" соответствует русскому "винный спирт", а слово "алкоголизм" обозначает заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Словарь иностранных слов отсылает нас к греческому слову "дипсомания" (дипса - жажда + мания), которым определяется периодически возникающее неудержимое влечение к алкоголю, периодический запой.

Только в "Радонеже" мы узнали от многоопытных членов братства, что есть различие между пьяницей и алкоголиком. Оказывается, пьяница - это человек, который иногда может преступить приличие и, упившись вином, потерять человеческий облик, но, проспавшись, он продолжит трезвую жизнь, при этом будет испытывать мучения совести от своего падения. Другими словами, пьянство - это явление, связанное с дефектами воспитания. Алкоголизм - это болезнь врожденная, часто - наследуемая, или приобретенная, суть которой заключается в том, что при попадании в кровь даже небольшой дозы алкоголя, человек сразу теряет свою волю и попадает в тяжелый многодневный запой. Возникшее оцепенение сопровождается непреодолимым влечением к алкоголю. Мне памятен случай, когда алкоголик, много лет, живший трезвой жизнью, сорвался оттого, что добавил в чай ложечку бальзама Битнера.

Медицинскими методами алкоголизм неизлечим. Обычно к нам в братство приходят люди, которые испытали многие методы, такие как кодирование, гипноз, вшивание ампул, особые уколы и так далее. При этом они жаловались на то, что после лечения им становилось еще хуже и что запои можно было прекратить только с помощью реанимации. На вопрос: "Для чего вы лечились?" - отвечали обычно одинаково: "Чтобы быть как все". Продолжение бесед показывает, что в их сознании "быть, как все", и "пить, как все", совпадают. Они мечтают о том, чтобы выпить бокал вина или рюмку водки, и, как все, утром отправиться на работу, а не в запой и не в реанимацию. Каково же их удивление, когда они узнают, что алкоголики - это люди особые, у них есть только две возможности в жизни: пытаться пить, а значит дотянуть, может быть, лет до сорока или чуть более и бесславно покинуть земную жизнь, или учиться трезвой жизни с Божьей помощью и жить долго и радостно в согласии со своими близкими и своей совестью.

Алкоголик - человек непьющий. Один алкоголик рассказал историю о том, что однажды на рыбалке, после того как сварили уху, все рыбаки налили себе по сто граммов, поднесли стакан и нашему брату. Он вежливо отказался, пояснив, что не пьет потому, что алкоголик. Наступила тишина. Все поужинали, собрали снасти, погрузили в машину и поехали. Через некоторое время один из рыбаков поворачивается к нашему брату и спрашивает: "А тогда мы кто?".

Иногда десятки лет уходят на то, чтобы понять, что ты - алкоголик, да еще и согласиться с этим. Столько лет человек внушает себе горделивую мысль, что он способен по своей воле прекратить пить. Но учиться трезвой жизни - значит учиться иной, отличающейся от привычной, жизни. А иная жизнь может быть только в Церкви. Стремление научиться жить церковной жизнью, то есть воцерковление, необходимо как алкоголикам, так и наркоманам, да и не только им, но и всем людям, осознавшими себя кающимися грешниками, проснувшимися от оцепенения, от греховного сна.

Алкоголик и наркоман могут жить долгой и радостной жизнью, если в них пробудится духовная жизнь и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в алкоголе и наркотиках, он может спокойно прожить без них всю жизнь, и это не состояние ремиссии, что в переводе с латинского обозначает временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывают нас святые отцы. Путь исцеления - это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.