ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Подоровская И.А.
Россия, Самара, Самарская православная духовная семинария, Регентское отделение

Проблема идеологического, методологического фундамента социальной работы существует в настоящий момент как бы скрытно. Больше внимания уделяется технологической стороне решения социальных проблем. Традиционно на Руси помощью обездоленным, сирым и убогим занималась Церковь в лице монашеских сиротских приютов, богаделен при храмах и сестричествах. Даже если в ХIХ веке сиротское заведение, приют, богадельня были формально не при церкви, все равно они создавались, вдохновляемые христианскими принципами милосердия, как правило, глубоко верующими мирянами, при активном духовном окормлении священнослужителей.

С возникновением атеистического государства на территории России ситуация стала меняться. Какое-то время люди продолжали жить прежними устоями, традицией. Этого хватило на 3 поколения. Дела милосердия, ответственность перед своими детьми, семьей, государством удерживало людей от распада и деградации. В настоящий момент, безответственность за свою загубленную жизнь, брошенных на произвол детей, престарелых родителей встречается на каждом шагу. Заботу и о многочисленной армии алкоголиков, наркоманов, преступников и об их малолетних детях вынуждено взять на себя государство. Церковь также не остается в стороне, делает все, что в ее силах. Восстанавливаются монастыри, храмы и при них, по-прежнему, начинают открываться приюты, богадельни, бесплатные столовые. Но, на наш взгляд, основную помощь Церковь может оказать в раскрытии глубинных, сущностных причин горя и страдания людей, духовного понимания происходящих коллизий в жизни каждого отдельного человека, да и общества в целом. Как писал диакон Андрей Кураев, бессмысленные мучения, боль переносить гораздо тяжелее, чем осмысленные. На важность нахождения смысла существования, смысла страданий и своей жизни в целом, неоднократно обращал внимание и австрийский психолог В.Франкл.

Очень интересный взгляд на эту проблему можно найти у величайшего афонского старца конца ХХ века Паисия: "Вот, к примеру, взять женщин, работающих в системе социальной помощи. У них есть доброта: бегают, бедняжки, убиваются ради других. По образованию они психологи, но бывают случаи, когда тот способ, которым они хотят помочь другим (выделено -И.П.), не действует. Идет она, к примеру, утешать человека, которому отрезали ногу, а он ей говорит: "Ты вот пришла ко мне на двух ногах и говоришь мне: "Добрый день", - а у меня-то нога одна". Что она сможет ему ответить? Как она поможет ему психологией? Если этот человек не уловит глубочайший смысл жизни, то ему ничто не сможет помочь. Он должен понять, что за это попущенное Богом увечье он, если не будет роптать, получит в иной жизни накопленную небесную мзду. Поняв это, он должен радоваться. Да хоть бы и на четырех ногах ходили остальные, он должен говорить: "Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что я хожу на одной". Но, воспринимая мир не духовно, эти бедняжки идут утешать людей и не знают, что им сказать. Идет такая "социальная утешительница", к примеру, облегчить страдания тридцатилетней больной раком женщины, у которой трое детей. Что она ей скажет? Если эта мать не уловит глубочайший смысл жизни, то она будет отчаиваться, думая о том, что станет с ее детьми. И сама психолог, пришедшая ее утешать, впадет в то же самое отчаяние, если она не поймет чего-то высшего, чего-то духовно более глубокого. Ведь, не расположив сначала более глубоко саму себя, она не сможет правильно помочь и ближнему так, чтобы к нему пришло божественное утешение. Так эти бедняжки психологи не только устают телесно, но и расстраиваются, видя, что они не могут оказать людям серьезную помощь. То есть устают вдвойне" [1, с. 358-359].

В чем же видел старец (который действительно доставлял утешение многим скорбящим, несчастным и обездоленным людям) глубочайший смысл жизни и страданий? Конечно, как и любой православный подвижник, старец верил, что эта жизнь преходяща, а жизнь иная - вечна. О. Паисий повторял, что смысл жизни заключается в том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. "Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней мы здесь не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: подготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть всегда с ним." [1, с. 356-357]

Таким образом, от бездуховности, бессмысленности своего существования страдает целое поколение россиян, за грехи родителей до четвертого колена, по слову Божию, расплачиваются дети. Социальные работники, являясь частью общества и по зову сердца помогающие самым обездоленным людям, при соответствующей подготовке, могут приносить большое духовное утешение и надежду.

Как же происходит социально-реабилитационная работа с учетом духовного аспекта на практике на практике? Рассмотрим успешный опыт такой работы в Самарском социально-реабилитационном центре "Подросток". Не отрицая все остальные стороны реабилитации детей: ни психологическую, ни медицинскую, ни педагогическую, ни социальную, администрация Центра органично дополнила ее духовно-нравственной. Центр заключил договор о сотрудничестве с Самарской православной духовной семинарией. По этому договору преподаватели семинарии с кафедры православной педагогики и психологии проводили семинары с работниками всех служб центра. Студенты семинарии вышли на педагогическую практику к детям в каждую группу. В распорядок дня Центра были включены утренняя и вечерняя молитвы, которые проходили в специально устроенной молитвенной комнате, молитвы перед едой и после еды, занятия в рамках воскресной школы. Некрещеных детей, по их желанию крестили. В воскресные и праздничные дни детей, по их желанию, возили в церковь на исповедь и причастие. Торжественно отмечались в Центре праздники Пасхи и Рождества, на которых дети показывали концерт. Праздники всегда посещал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Введение духовно-нравственного компонента в работу центра внесло вертикальную составляющую. Как пишет протоиерей Андрей Воронин "именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека, как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию. Это своеобразная вертикальная составляющая, иная координата бытия" [3, с.10].

Тема эта, безусловно, важная и было бы интересно получить экспериментальные данные, сравнивающие ценности, психологическое и физическое здоровье детей, проходящих реабилитацию в традиционных центрах и центрах с духовно-нравственным православным компонентом. Такие исследования ведутся, в частности, студентами-дипломниками кафедры православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии.

Библиография:

1.Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова т.2 - М.: Издательский дом "Святая гора", 2001. - 368 с.

2.Паисий Святогорец, старец. С болью и любовью о современном человеке: Слова т.1 - М.: Издательский дом "Святая гора", 2002. - 381 с.

3. Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д.В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме. / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра: - Кострома: ''Областная типография им.Горького'', 2002.- С.10-14.