ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

Лисецкий К.С., Березин С.В., Соболева А.В.

Россия, Самара, Самарский государственный университет

Начиная с середины 80-х годов XX века, российское общество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня, в начале нового века далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Мы имеем в виду стремительное распространение наркомании и вовлечение в сферу потребления наркотических веществ детей подросткового и юношеского возраста.

Оценивая современное состояние психологических исследований проблем наркомании отметим, что на фоне немногочисленных эмпирических исследований практически отсутствуют попытки теоретических обобщений. За период с 1968 по 1997 год не было защищено ни одной докторской диссертации по психологическим проблемам наркомании [3]. В настоящее время отсутствует удовлетворительно разработанная психологическая теория психической зависимости.

В этих условиях авторы эмпирических исследований вынуждены интерпретировать свои результаты в рамках традиционных "общепсихологических" подходов. Несмотря на то, что теоретическая позиция автора эмпирического исследования не всегда четко декларируется, результаты исследований интерпретируются в определенном теоретическом контексте.

В когнитивной психологии психическая зависимость анализируется в связи с особенностями локуса контроля и нарушениями в структуре когнитивных процессов. Низкий уровень внутреннего контроля рассматривается как основная причина, затрудняющая отказ от употребления наркотиков, а нарушения когнитивных процессов [5], [8] - как основная причина снижения социальной адаптированности. Высокий самоконтроль и ответственность за себя рассматриваются как важнейшее условие, препятствующее наркотизму [4].

В рамках ценностных и смысловых концепций главная причина наркотизации личности усматривается в утрате личностью ее смыслообразующих ценностей жизни [2], деформации системы ценностей [11] и жизнеутверждающих смыслов [10].

Психоаналитические исследования наркомании связывают генезис психической зависимости с дефектами психосексуального развития. Психическая зависимость рассматривается здесь как следствие регрессии, связанной со слабостью "Я" и невозможностью конструктивного преодоления фрустрации, внутреннего отчаяния и беспомощности при встрече с реальностью [9]. Адекватность психоаналитических интерпретаций наркомании неоднократно подвергалась сомнениям.

В рамках бихевиоралъного подхода подчеркивается низкая устойчивость наркоманов к стрессогенным ситуациям, а также высокая эффективность поведения, направленного на употребление наркотиков. Отказ от наркотиков рассматривается как поведение с высокой степенью неопределенности и отсутствием удовлетворительных поведенческих схем.

В гуманистической психологии наркотизм интерпретируется как реакция личности на экзистенциальную фрустрацию [10], как своеобразный протест против социального давления, скуки, невозможности самореализации, как стремление "потреблять счастье в чистом виде" [11].

В трансактном анализе наркомания рассматривается как игра, в которой участники занимают определенную позицию, позволяющую каждому из них получать свою специфическую выгоду, наличие которой фиксирует психическую зависимость от наркотика [1]. Несмотря на высокий эвристический потенциал этого направления, в рамках трансактного анализа пока отсутствуют достаточно разработанные концепции наркотической зависимости.

Удивительно, но факт: существуют попытки интерпретации психических феноменов, порождаемых употреблением наркотиков, с позицией любой, сколько-нибудь развитой теоретической системы.

Однако ограниченность и низкая эффективность такого подхода очевидны: "...в том, что касается наркотиков, наши знания, фигурально выражаясь, не простираются дальше самых азов алгебры. Вместо того чтобы расширять свою осведомленность, мы либо в страхе отступаем, либо обращаемся с этим опасным предметом крайне легкомысленно" [4]. "Отступать в страхе", по нашему мнению, означает отказ от попыток построения специальной психологической теории психической зависимости, а "обращаться легкомысленно" - сознательно или неосознанно игнорировать феномены, неподдающиеся интерпретации в контексте конкретной теоретической позиции.

Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов показывает, что на теоретическом уровне ни одна концепция возникновения и развития психической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной. Отсутствие теоретической концепции психической зависимости приводит к тому, что основное внимание исследователей при изучении психологических аспектов наркомании сосредоточено на поисках причин наркотизации (Гульдман В.В., Казаков А.Х., Корсун А.М., Курек Н.С., Лешнер А., Романова О.Л., Сиденко О.К.), факторов личностной предрасположенности к наркомании (Битенский В.С., Валентик Ю.В., Зыков О.В., Личко А.Е., Макаров В.В., Пятницкая И.Н.), а также психологических последствий употребления наркотиков для индивида (Березин С.В., Болотовский И.С., Гринченко Н.А., Лисецкий К.С., Личко А.Е., Пятницкая И.Н.). Однако имеющиеся данные эмпирических исследований неоднозначны и противоречивы по характеру, а психологические эффекты употребления наркотиков часто путают с их причинами.

Как показывает анализ статей, опубликованных в журналах "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" за период с 1990 по 2000 годы, наиболее распространенной схемой организации исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретации полученных результатов как возможных причин наркотизации.

Мы полагаем, что полученные таким образом данные имеют низкую ретроспективную валидность и не дают возможности с уверенностью говорить о причинах начала употребления наркотиков. Очевидно, что достоверные данные о возможных причинах употребления наркотиков могут быть получены только в результате лонгитюдного эксперимента на большой выборке. При этом усилия исследователей, на наш взгляд, должны быть направлены на изучение динамических особенностей взаимодействия личности и социальной среды. Соответственно возникает проблема адекватных поставленной задаче исследовательских средств.

Анализ исследований, посвященных поиску факторов личностной предрасположенности к наркомании (Битенский В.С., Валентик Ю.В., Гульдан В.В., Зыков О.В., Лисецкий К.С., Личко Е.А., Макаров В.В., Пятницкая И.Н.), приводит к выводу о том, что не существует никакой специфической преднаркотической или донаркотической личности.

Мы полагаем, что попытки обнаружить специфические причины наркотизации, личностные или психологические предпосылки, выражают установку исследователей на поиск общего целевого основания (зачем?) и причинной обусловленности (почему?).

Однако, вполне возможно, что, по мысли Петровского В.А., наркомания не имеет общего телеологического основания. Допуская это, мы должны будем принять положение о том, что, поскольку нет "общего телеологического основания", то нет и результирующей терапии психической зависимости. Достаточно убедительным аргументом в пользу последнего утверждения является одинаково низкая эффективность методов и программ терапии психической зависимости, используемых в настоящее время.

Как показал анализ работ по проблемам психокоррекции и психотерапии наркозависимости, проведенный Гарифуллиным P.P., используемые методы направлены либо на создание новых фиксированных смысловых установок, либо на формирование целевых установок против потребления психоактивных веществ [2], т.е. исходят из предположения о целевой или причинной обусловленности наркомании.

В связи с этим мы полагаем, что качественное изменение в понимании наркомании возможно, если исследователь будет свободен от той фундаментальной методологической предпосылки эмпирической психологии, которую Петровский В.А. обозначил как постулат сообразности [7].

Таким образом, в "лице" наркомании психология столкнулась с одной из наиболее сложных проблем, степень разработанности которой явно не соответствует ее актуальности, но четко отражает общее состояние современной психологии.

Подводя итог анализу состояния психологии наркомании, отметим наиболее перспективные, на наш взгляд, направления в решении проблем наркомании.
По нашему мнению, нуждается в глубокой теоретической проработке и основательной эмпирической проверке существующая практика терапии зависимости и созависимости.
Глубокому теоретическому анализу должны быть подвергнуты механизмы развития личности на фоне наркомании.

Самое пристальное внимание должно быть уделено изучению развития созависимости у сибсов наркомана и ее влияния на динамику и прогредиентность наркомании. Наши данные говорят о существовании специфических феноменов, связанных с развитием личности сибсов наркоманов [6].

На наш взгляд, необходимы специальные исследования, которые были бы посвящены анализу особенностей формирования созависимости у брачных и сексуальных партнеров наркоманов. Особый предмет исследования должны составить пары, где оба партнера являются наркоманами.

Практически не исследованы вопросы межличностного взаимодействия родителей наркоманов внутри родительской пары и его влияния на наркомана. Мы предполагаем существование специфической для наркомании динамики отношений в супружеской подсистеме. Важной исследовательской задачей является разработка принципов, форм и методов работы с семьей наркомана.

Важной проблемой, имеющей непреходящее социальное значение, является разработка организационных, содержательных и методических основ деятельности социально-реабилитационных центров для наркоманов.

Анализ деятельности таких центров, ведущих свою работу у нас в стране, показывает, что они могут быть разделены на несколько типов в зависимости от организации реабилитационного процесса: стационарные и амбулаторные; кратковременные (от месяца до трех), и долговременные (свыше полугода); религиозные, трудовые, религиозно-трудовые, психотерапевтические. Изучение литературы, посвященной реабилитационным центрам для наркоманов, показывает острый дефицит серьезных исследований факторов, условий, надежных и обоснованных методов реабилитации, а также критериев ее эффективности.

Вне обстоятельного теоретического анализа до сих пор остаются вопросы деятельности центров социальной защиты, школы и других социальных институтов по организации профилактики молодежной наркомании.

Мы полагаем, что очень серьезную перспективу имеют психолого-педагогические и педагогические исследования проблем молодежной наркомании. Наша точка зрения связана с предложением о том, что наибольшими возможностями в организации первичной профилактики наркомании, располагает система образования. Мы исходим из все более и более утверждающегося мнения о том, что реабилитация наркоманов подросткового (а тем более младшего подросткового) возраста есть, по сути, процесс воспитательный. Таким образом, помимо психологии наркомании, открывается еще одна область исследований - реабилитационная педагогика.

Нам представляется, что решение широкого круга практических задач, связанных с наркоманией, требует создания особой методологии психотерапии и психопрофилактики. Есть все основания полагать, что "в лице" наркомании исследователи столкнулись с особым типом системных явлений, для изучения которых нужна специальная методология [8].

Литература:

1.Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Самара: Самарский университет, 2001.

2.Гарифуллин P.P. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности
/автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000.

3.Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937 - 1997): Справочник. Самара, 1998.

4.Зац Т. США против наркотиков /в кн.: Эволюция психотерапии. Т. 4 "Иные голоса" М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

5.Курск Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адцикативного поведения в подростковом возрасте //Вопросы психологии, № 2, 1997.

6.Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании: Для работников центров социальной помощи семье и детям. М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания.,2000.

7.Петровский В.А. Психология неадаптивной активности /Российский открытый университет. М.: ТОО "Горбунок", 1992.

8.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) /Березин С.В., Лисецкий К.С. Самара: "Самарский университет", 1998.

9.Россохин А.В. Проблема психотерапии наркомании /В кн.: Тезисы международной конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии": Тезисы докладов. Самара: "Самарский университет", 1999.

10.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

11.Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.