СОЗДАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Самойленко Т.Д.
Россия,Самара, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел дошкольного и начального образования
В учреждениях системы дошкольного образования накоплен обширный опыт в решении задач охраны здоровья детей. Однако, за последнее десятилетие процент ослабленных детей неуклонно растет. Наблюдается омоложение школьных проблем: рост информации, увеличение образовательных нагрузок, интенсификация обучения-все это имеет место в дошкольном учреждении и заставляет искать педагогов новые варианты развивающего взаимодействия с детьми.
В целях профилактики негативного влияния образовательной деятельности педагогов на состояние здоровья детей следует использовать здоровьесберегающие технологии - систему мер по охране и укреплению здоровья. При этом необходимо учитывать следующее:
1.используемый стиль взаимодействия взрослых и детей;
2.наличие развивающей пространственной среды;
3.организацию учебного процесса, образовательную нагрузку;
4.организацию и формы оздоровительной работы;
5.динамику текущей и хронической заболеваемости и т.п.
Одним из важнейших показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Стремление к движению - биологическая потребность ребенка, которая во многом определяет характер развития организма. В дошкольном возрасте одновременно с совершенствованием моторики происходит развитие всех психических функций, т.к. основу психического развития ребенка составляет сенсомоторное поведение (целостная интегративная деятельность) которая развивается в тесной связи с двигательными навыками.
Таким образом, развитие произвольности двигательного поведения у дошкольника имеет внутреннее связи этого процесса с общим ходом развития ребенка.
Проблема повышения интереса детей к движению решается через использование как традиционных форм оздоровительной работы, так и нетрадиционных: походы, дни здоровья, неделя здоровья, фитотерапия, музыкотерапия, аромотералия, разнообразные виды гимнастик, массажи, минизанятия по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Следует использовать следующие виды гимнастик, в зависимости от той деятельности, которой увлечены дети:
1.мимическая гимнастика;
2.артикуляционная гимнастика;
3.пальчиковая гимнастика;
4.зрительная гимнастика (несколько зрительно-двигательных режимов);
5. дыхательные гимнастики и т.д.
Перечисленные формы должны быть включены в режим дня детей с определенной периодичностью.
Одним из важнейших компонентов, способствующим сбережению детского здоровья, является рациональная организация учебного процесса в группах детского сада:
1.обучение детей проводить как в организованных формах, так и в процессе живого взаимодействия педагогов с детьми;
2.соблюдение принципа возрастной сообразности и психологической адекватности;
3.организация динамических перерывов между занятиями;
4.использование активных пауз;
5.равное сочетание статических и динамических компонентов внутри учебного занятия;
6.проведение занятий в индивидуальном, свойственном дня конкретного ребенка темпе и т.п.
Чрезвычайно важно, чтобы обучение ребенка-дошкольника носило интегративный характер: тема "Здоровье" должна пронизывать все виды деятельности ребенка. Для этого в группах детского сада следует выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей.
Проблема создания оздоровительного режима в дошкольном учреждении многозначна. Бесспорно одно: ее решение позволит заложить у ребенка-дошкольника основные навыки по формированию здоровья, что будет способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.