ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Абрамова И.В., Бочкарева Т.И.
Россия, г. Самара, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Городская детская больница восстановительного лечения

Основным условием в процессе усвоения всей суммы знаний современной жизни является четкое функционирование всех органов и систем детского организма, в частности, центральной нервной системы, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму школы и возможность усвоения им суммы знаний. Чем выше уровень зрелости центральной нервной системы, тем выше процент усвоения.

Однако показатели последних лет говорят о снижении этого уровня. 40% детей имеют пограничные нервно-психические и соматические расстройства в виде нарушения адаптации, трудности усвоения школьной программы, нарушения формирования межличностных отношений в коллективе.

Мы глубоко убеждены, что в первый класс не приходят сформированные дезорганизаторы, специально нарушающие дисциплину на уроках и принципиально отказывающиеся выполнять задания. В основной массе эта категория детей с последствиями перинатальной патологии (с незрелой центральной нервной системой, ММД), проявляющейся в высокой двигательной активности, снижении времени концентрации внимания, снижении памяти, в повышенной утомляемости. Никакими дисциплинарными воздействиями эту категорию детей к порядку не призовешь, а оттого, что они по нескольку раз будут переписывать домашнее задание или пересказывать текст - качество выполнения у них не улучшится. В результате ребенок, нуждающийся в коррекции отклонений в поведении и познавательной деятельности, становится мишенью для учителя в плане негативных оценок своей деятельности и для родителей, которые чаще всего дисциплинарными наказаниями пытаются заставить своего ребенка выполнять все требования школы. В результате формируется замкнутый круг, в котором школа выступает как фактор хронического стресса, а семья - как отрицательный эмоциональный фон по поводу неоправданности ожиданий родителей. С проблемой школьной неуспешности нужно бороться не только силами родителей, педагогов, психологов, социальных работников, необходимо привлекать и медиков к решению этого вопроса.

Если за 3-4 года начальной школы мы не смогли помочь ребенку, то нарушения соматического здоровья у учащихся начальных классов в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье (нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности) в средней школе, а в старшем звене именно эта группа дает отклонения в социальном здоровье.

Реальный путь сохранения детского здоровья - это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.
Первая задача, которую необходимо решить, - это согласование педагогического процесса с психофизиологической и гигиенической основой деятельности. Обеспечение ее может резко понизить степень утомления и вероятность переутомления учащихся.
Вторая задача - изменить стереотипный взгляд педагога на ребенка как на субъект педагогического процесса. Биологическое и социальное в ребенке должно развиваться в гармонии. Только в этом случае не будет ухудшаться физическое и психическое здоровье ребенка и может успешно осуществляться педагогический процесс. Будет ли школьная среда комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.

Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу.

В школах Самарской области при непосредственном участии главного детского невролога г. Самары Абрамовой И.В проводится работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и по созданию единого образовательного, оздоровительного и социально- реабилитирующего пространства. Каждый элемент среды, создаваемой в оздоровительных классах, направлен на предупреждение формирования хронической патологии, снятия утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и, как следствие, улучшение усвоения школьной программы.

При внедрении данной программы был учтен один из немаловажных принципов в работе по оздоровлению детей - это принцип возможности массового охвата школьников при минимальных материальных затратах и активном участии родителей в этом процессе.
Данные медицинского мониторинга, проводимого на протяжении нескольких лет в этих школах, убедительно показывают эффективность оздоровительной среды, создаваемой в школах. На диаграмме N 1 четко виден результат внедрения здоровьесохраняющих технологий. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата в 1 классе регистрировались у 71,4% учащихся, а к окончанию 3 класса эти отклонения были ликвидированы у 8,2% детей.

Жалобы неврологического характера при поступлении в школу регистрировались у 50% детей, а через 3 года обучения их предъявляли только 15,8% учащихся. На этом фоне укреплялась и сердечно-сосудистая система. В 1 классе функциональные кардиопатии были зарегистрированы у 64,3%, а в 3 классе - у 36,8%.

Жалобы на боли в животе к концу 3 класса предъявляли 10,5% учащихся по сравнению с 21,4% в 1 классе.

Результаты работы по внедрению оздоровительной программы в школах области были доложены на международных симпозиумах в Филадельфии (США), Санкт-Петербурге, Москве, Самаре. Опыт привлек внимание отечественных и зарубежных коллег. Результаты работы получили положительную оценку Американской Национальной Ассоциации Образовательных Центров Здоровья (National Association of Health Education Centers).
Внедрение здоровьесохраняющих технологий ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Это профилактика наркомании, токсикомании, ассоциальных форм поведения. В связи с этим нами был сформирован алгоритм формирования социального здоровья (схема N 1).

Когда ребенок с последствиями перинатальной патологии, с незрелой ЦНС, незрелой эмоционально-волевой сферой пришел в школу, то у него возникают трудности в усвоении школьной программы, он один из немногих, кому сложно учиться. Учитель часто дает ему негативную оценку - ты плохо учишься, у тебя опять не получается, у тебя хуже всех. Эти дети обычно невысокого роста, с маленькой мышечной массой. Дети в классе, слыша оценку учителя, начинают отторгать ребенка, не берут его в игру, боятся с ним дружить. И ребенок чувствует себя не лидером, а "изгоем". А ребенок хочет доказать, что он личность. Если не уважаете, то тогда бойтесь. Пока ребенку 7-10 лет, потребность в самоутверждении и желание реализации лидерства ведет к проявлению таких поведенческих качеств, как агрессивность, грубость, нетерпимость к окружающим.

Постепенно в школе и дома (родители постоянно слышат от учителя отрицательные характеристики своего ребенка и реагируют на это его наказанием) формируется негативная среда для формирования социальной личности.

У ребенка два социума: дом и школа. Куда ему деваться? В любом случае он будет искать социум, где его будут принимать без негативной характеристики. Это может быть социум, который возглавляют дезорганизаторы- старшеклассники или позже уличная компания. У ребенка появляется кумир, к сожалению, это не учитель, не мама с папой, а тот, который говорит ему: "Если кто-то тебя обидит, только мне скажи" И здесь этот ведомый, функционально незрелый, с незрелой эмоционально-волевой сферой ребенок чувствует защиту и к ней стремится. Т.е. жизнь вынуждает этих ребят уходить туда, в чуждый нам социум, потому что там они себя чувствуют комфортнее, чем вместе с нами.
Подросток с функциональной незрелостью взрослеет и у него появляется желание самому стать кумиром. Ибо чувство лидерства присуще всем, но в разной степени. Он начинает собирать вокруг себе таких же первоклашек, каким был сам. Лидерство удержать трудно, и пути его достижения усложняются. Грубость и агрессия сменяются физическим насилием над слабыми, драками, употреблением алкоголя и наркотиков. И в такой среде функционально слабые, непонятые нами еще в начальной школе дети начинают формировать свой социальный статус. И конечно, о нравственном здоровье здесь говорить не приходится.

Профилактика злоупотребления ПАВ должна включать в себя создание эмоционально-комфортной среды обучения в учреждениях образования, которая, коррегируя функциональные нарушения со стороны органов и систем, помогает ребенку учиться и выполнять требования общения в школьном социуме.

В вопросе профилактики наркомании самое главное - это понять и принять маленьких людей, помочь им созреть психически, физически и нравственно.