СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Мальцев В.Н.

Россия, Самара, областной Центр медицинской профилактики

Сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний и других нарушений здоровья - это сфера деятельности не только сектора здравоохранения, но и политики, законодательства, производства, охраны окружающей среды.

Президент и Правительство Российской Федерации в качестве приоритетного направления в деле стабилизации и улучшения общественного здоровья предусматривают значительное повышение роли профилактики, развития физической культуры и спорта, формирования осознанного ведения населением страны здорового образа жизни.
В последние годы был принят ряд следующих основных документов, касающихся развития этого направления:

  1. Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002 г.
  2. Распоряжение Президента РФ от 15.04.2002 г. N 161-рп.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.05,2002 г. N 609-р.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 г. N736-р.
  5. Федеральная Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года.
  6. Федеральная Концепция рационализации питания населения РФ (1998 г.)
  7. Федеральная Концепция охраны здоровья здоровых в РФ (2002 г.)

В современных условиях важнейшими факторами формирования здоровья населения России и регионов являются следствия кризисного состояния страны, охватывающие значительные массы населения. Эта напряженность, как показывает практика, по-видимому, не будет разрешена в ближайшее время в существующих условиях активных процессов социальной дифференциации, формирования имущественного неравенства, нерешенных вопросов социальной защиты человека, негативного психоэмоционального воздействия.
Анализ состояния общественного здоровья и проблем охраны здоровья в Российской Федерации в целом и в Самарской области в частности доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели общественного здравоохранения и социально-экономической политики общества, так как наиболее значимыми критериями социально-экономической деятельности общества, наряду демографическими, являются показатели здоровья и заболеваемости населения.
В целом тенденции здоровья населения в определяющей степени отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая региональные аспекты условий жизни. Следовательно, тот или иной путь социально-экономического развития, затрагивающий интересы больших масс населения, предопределяет тенденции популяционного здоровья, а, таким образом, качества и продолжительности жизни человека.

Исходя из существующего положения дел в России, настала неотложная необходимость наметить пути приостановки существующих негативных тенденций, их стабилизации, затем и постепенного, планомерного преодоления. Какое направление следует признать наиболее приоритетным, перспективным и избрать для долговременной деятельности?

Многие годы отрасль здравоохранения существовала по экстенсивному принципу. Традиционно предпочтение отдавалось лечебной медицине - "медицине болезни". Между тем, как показывают эпидемиологические исследования, лишь 15-20% лиц находятся в состоянии болезни, другие 15-20% являются практически здоровыми. Остальные 60-70% находятся в так называемом "третьем состоянии", то есть балансируют между здоровьем и болезнью до тех пор, пока компенсаторные способности их организма имеют достаточный запас прочности. Обычно такие люди раньше, да зачастую и в настоящее время выпадают из поля зрения медиков, так как не обращаются за медицинской помощью.
Тем не менее, чисто лечебная медицина практически исчерпала присущие ей возможности и резервы сохранения общественного здоровья. Ей оказалось не под силу коренным образом снизить заболеваемость и увеличить среднюю продолжительность жизни человека, то есть улучшить состояние популяционного здоровья.

Поэтому в России в настоящее время возникла необходимость разработки и проведения в жизнь мер по стабилизации уровня общественного здоровья как первоочередной задачи, а в последующем и улучшении его показателей. Поэтому основньм направлением стратегии действий, направленной на ускорение перехода от квазисовременного к современному типу здоровья, для России является проведение полномасштабных профилактических мероприятий. Сейчас наступила пора уделить должное внимание "медицине здоровья", то есть охране здоровья здоровых лиц с тем, чтобы удержать их в этом состоянии. Утверждение в России современного типа здоровья предполагает выбор профилактической стратегии борьбы за его сохранение и улучшение. Поэтому наиболее приемлемой и эффективной формой здравоохранения является профилактическая и промоционная, когда основные усилия медицины и всего общества направлены на защиту и повышение здоровья людей здоровых, а не только лечение болезней.
Ведущее место в проведении этой стратегии в практику принадлежит регионам. Вследствие этого не только желателен, но абсолютно необходим пересмотр региональной политики в сторону укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Однако, следует учесть, что при этом одна отрасль здравоохранения не может справиться с главными проблемами, определяющими здоровье населения. Важным моментом в успешном осуществлении данных целей и задач служит интегрированный подход.

Ожидаемая высокая эффективность реализации Концепции основана на международном опыте западноевропейских и североамериканских стран по внедрению широкомасштабных профилактических и обучающих программ и разработок, экономический эффект которых по данным Всемирной организации здравоохранения достигает 1:8.

Потребность в разработке данной Концепции вызвана низким уровнем развития общей и медицинской культуры значительных контингентов населения, по-прежнему сохраняющимся в обществе потребительским отношением к собственному здоровью. Крайне недостаточна личная ответственность человека в части сохранения, а тем более укрепления своего здоровья. На низком уровне находятся санитарно-гигиенические и профилактические навыки, особенно у некоторых групп риска. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды, медленно улучшается санитарное состояние населенных пунктов. Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан, зачастую имеющих высокие производственные и поведенческие факторы риска.

Экономическая целесообразность внедрения данной Концепции определяется также методологией оздоровительных, информационных и обучающих мероприятий, основанных на преимущественном использовании немедикаментозных технологий, ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.

Для создания полноценной профилактической модели на уровне региона недостаточно научных знаний и практических методов внедрения. Необходима политическая и финансовая поддержка со стороны различных секторов общества, заинтересованных в профилактике. Стратегия социальной политики в области сохранения здоровья здорового человека - это концентрация усилий всех уровней управления на охране здоровья здоровых людей, на обеспечении здорового общества. Ученые, работники здравоохранения, лидеры общества, понимающие потенциальную ценность такой политики, должны убедить лиц, принимающих решения, в необходимости действовать активно и безотлагательно.
Всесторонняя политика, направленная на профилактику, может и должна оказать глубокое благоприятное влияние на трудоспособность, здоровье и качество жизни населения Самарской области. Она также позволит органам исполнительной власти на всех уровнях контролировать стоимость охраны здоровья и использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Целью Концепции формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения Самарской области является разработка и осуществление мер по созданию устойчивых позитивных сдвигов в состоянии общественного здоровья, создание целостной системы формирования, активного сохранения, укрепления здоровья человека, реализации потенциала здоровья для ведения активной личной, социальной, творческой и производственной жизни, уменьшение заболеваемости от основных заболеваний, снижение преждевременной смертности, увеличение качества и средней продолжительности жизни, периода активного долголетия, а в целом, медико-демографической ситуации в Самарской области и в Поволжском регионе.
Основными задачами Концепции являются:

1. Налаживание и оптимизация деятельности региональной системы профилактики, медико-профилактического и медико-экологического образования населения, формирования устойчивой и осознанной индивидом мотивации к социально полезному труду, ведению здорового образа жизни, минимизации поведенческих факторов риска.

2. Разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных, информационных, обучающих технологий и мероприятий по профилактике заболеваний, зависящих от образа жизни человека и поведенческих факторов риска.

3. Укрепление здоровья и сокращение сроков его восстановления после перенесенных заболеваний через внедрение современных методов быстрой диагностики и измерения уровня здоровья индивида, применение оздоровительных и здоровьесберегающих технологий, преимущественно с использованием немедикаментозных средств.

4. Обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта, обучения и отдыха населения. В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Приоритет профилактических и оздоровительных мер в области общественного здоровья и здравоохранения. Формирование социальной ответственности человека за собственное здоровье, здоровье семьи и своих близких.
  • Единство медико-профилактической, оздоровительной и обучающей системы сохранения и укрепления здоровья.
  • Объединение усилий всех ветвей власти, организаций, ведомств и граждан по формированию и реализации профилактических и оздоровительных программ на региональном, муниципальном и местном уровне.
  • Научность, обоснованность и доказательность профилактических и оздоровительных мероприятий.

Основные направления стратегии профилактики на региональном уровне многообразны. Политика в области формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и профилактики заболеваний основана на неотъемлемом и законодательно закрепленном праве человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, укрепление межотраслевого и межведомственного сотрудничества в формировании и реализации потенциала здоровья отдельного человека, а также сообщества в целом.
Важнейшей проблемой для всех направлений охраны и укрепления здоровья является воспитание культуры здоровья, формирования в обществе моды на здоровье и повышение его престижности, самосознание человеком здоровья как наивысшей социальной и общечеловеческой ценности, фактора жизнестойкости и активного творческого долголетия.

Для этого необходимо предусмотреть:

1. Разработку и поддержку осуществления региональных профилактических программ.

2. Проведение законотворческой и скоординированной межсекторальной политики
планирования и внедрения профилактических программ.

3. Переориентацию здравоохранения региона на приоритет оказания амбулаторно-поликлинической помощи и усиление профилактической направленности в деятельности служб здравоохранения.

4. Обучение населения региона здоровому образу жизни и внедрение программ медико-санитарного образования, направленных на активную устойчивую мотивацию сохранения и укрепления здоровья.

5. Проведение исследований и маркетинга с целью выбора наиболее эффективной стратегии и тактики профилактических программ и механизмов их реализации. В связи с этим первоочередными задачами у всех заинтересованных органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и ведомств должны являться следующие задачи по формированию у человека;

  • устойчивой потребности к ведению более здорового образа жизни с прекращением или резким уменьшением действующих на него как поведенческих факторов риска, так и неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе, на производстве и в быту;
  • социально-экономических стимулов и культурных мотивов к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья семьи;
  • доминанты взаимодействия с работодателями, страховыми организациями, государственными и общественными структурами, направленной на решение вышеперечисленнх проблем. Концепция направлена на все слои населения и включает следующие приоритеты:
  • Обеспечение здоровья детей дошкольного и школьного возраста, что позволит им обеспечить более здоровое начало жизни. В этой части особенно велика роль системы здравоохранения, семьи и школы, прежде всего, в формировании как физического здоровья, так и закладки осознанного неприятия вредных привычек (употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ). Обеспечение здоровья и его укрепления у подростков и молодежи. Данные контингенты должны быть более здоровыми, чтобы в недалеком будущем выполнять социальные и экономические задачи в обществе. Здесь следует учитывать, что именно в подростковом возрасте закладывается отношение к жизненному режиму, к рациональному питанию, здоровому сексуальному поведению, планированию семьи и безопасного материнства, физической культуре как основе гармоничного развития личности, а также к потреблению либо отрицанию табака, алкоголя и наркотиков.
  • Укрепление здоровья работоспособного населения как основы социально-экономического благополучия нации и национальной безопасности страны. Здесь приоритет должен быть направлен на постоянную самооценку уровня здоровья, на обеспечение реальных методов экспресс-оценки уровня физического здоровья и прогностику длительности трудоспособной жизни; на снижение заболеваемости и преждевременной смертности от хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, органов дыхания, обменные), напрямую зависящих от поведенческих факторов образа жизни.
  • Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, достижение такого уровня здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

Реализация стратегии сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни населения и профилактики заболеваний может быть достигнута путем:

  • Создания научно обоснованной методологии по формированию установки населения как высшей социальной и общечеловеческой ценности;
  • Обеспечения более здорового образа жизни населения на производстве, на учебе, в быту и на отдыхе;
  • Совершенствования информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, методик ведения здорового образа жизни;
  • Внедрения современной системы самооценки здоровья, экспресс-оценки факторов риска, уровня здоровья и прогноза продолжительности жизни человека;
  • Формирования сбалансированной и действующей в едином научно-методическом ключе сети центров, отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров и клубов здоровья, врачебно-физкультурных диспансеров, кабинетов оценки здоровья, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных учреждений;
  • Разработки и применения новых оздоровительных технологий;
  • Формирования рекламы и пропаганды (в средствах массовой информации, на носителях наружной рекламы, полиграфической, видео- и аудиопродукции) мотивации на ведение здорового образа жизни, занятий физкультурой и т.д. Основной механизм реализации Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, то есть координацию действий органов законодательной и исполнительной власти на региональном муниципальном уровнях.