УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Колисник И.И., Павлова М.А.
Россия, Саратов, Саратовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Вопросы, связанные единой проблемой "Здоровое поколение", определены в Саратовской области как приоритетные.
70% муниципальных органов управления образованием избрали охрану здоровья ведущим направлением своей деятельности.
Охрана здоровья школьников - вопрос объемный, многогранный, требующий постоянного внимания, согласованных действий, финансирования.
Координационный Совет при Министерстве образования Саратовской области, созданный из представителей различных ведомств, четко определил следующие позиции:
-грамотно построенная управленческая деятельность обеспечит эффективные формы и управленческие решения, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей;
-обретение здоровья как статуса фундаментальной ценности через идеологию здорового образа жизни, пронизывающий весь образовательный процесс;
-организация здоровьесберегающего образовательного пространства выступает в роли саногенетического механизма, что обеспечивает сохранение здоровья детей;
-организация системы мониторинга охраны здоровья школьников эффективна при межведомственном взаимодействии.
Разработанная и апробированная в школах Саратовской области модель межведомственного мониторинга охраны здоровья школьников является одной из организационных технологий, определяющих влияние условий среды на уровень здоровья детей.
В технологию межведомственного мониторинга включены следующие блоки:
-психологический (оценка личностного статуса ребенка т.е. степени психического благополучия, а так же определение его адаптационного потенциала)
-медицинский (выявление функциональных расстройств, донозологических состояний и хронических заболеваний);
-эколого - гигиенический (оценка экологического неблагополучия условий среды, наличие экопатологий);
-образовательный (рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих технологий, рациональная организация режима дня);
-семьеведческий (социальный статус семьи, наличие наследственных заболеваний, условия проживания, образ жизни семьи).
В результате мониторинга осуществляется сбор, обработка и анализ информации об условиях воздействия на здоровье школьников факторов среды. Прогнозируется действие саногенетических и патогенетических факторов, последние из которых могут выступать в роли стресс - факторов (схема N 1).
Технология выявления патогенетических факторов среды, создание саногенетических условий посредством технологии моделирования здоровьесберегающего пространства являются механизмом оптимизации воздействия условий среды на здоровье детей.