УДК 372.881.111.1
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© 2019
Евдокимова Е.В., учитель английского языка высшей категории
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области (Россия)
Аннотация: Ведущей идеей представляемого педагогического опыта является выявление эффективных способов повышения мотивации обучающихся и их применение на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Чтобы повысить мотивацию к изучению английского языка, удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика, обеспечить высокий результат на ЕГЭ и сформировать УУД на своих занятиях и внеурочной деятельности, приоритетным считаю использование технологии театральной педагогики.
Ключевые слова: мотивация; языковой барьер; инсценировка; ролевая игра; спектакль.
Всем нам в жизни приходится исполнять много разных ролей: роль мамы, дочки, жены, бабушки. А иногда мы даже надеваем на себя маску, чтобы скрыть свою сущность под ней или в качестве защиты от людей.
Оказывается, всему этому есть научное название – «технология театральной педагогики», которую я использую на себе и на своих уроках английского языка. Тем более, что этой методике «все возрасты покорны»: и ученики начальной школы, и ребята старших классов.
Современное общество сформулировало социальный заказ на личность, которая умеет жить в ладу с самими собой и другими членами общества, то есть успешно адаптироваться в обществе. Я считаю, именно эта технология учит подстроиться или перевоплотиться, чтобы решить коммуникативную задачу в обычной жизни и в школе. Применение данной методики помогает снять языковой барьер и развивает потребность в самостоятельной творческой деятельности.
Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ученику должно быть интересно, иначе понизится мотивация к изучению английского языка, а, следовательно, ухудшится показатель знаний.
Как важно учителю увидеть в ребенке не только существо способное впитывать все знания, которые ему предоставляются, но и личность – мыслящую, рассуждающую, спорящую, инициативную; личность, которая уже накопила немалый эмоциональный и социальный опыт! [1] Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Учитывая особенности детей младшего и старшего школьного возраста (а я обучаю детей 2–11 классов), имея опыт работы с драматизацией, я остановилась на использовании нескольких приемов технологии театральной педагогики: инсценировка, ролевая игра, спектакль.
Инсценировка
Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Обычно при изучении модального глагола can или глагола to be ученики составляют фразы, где они описывают себя либо животных и их способности. Я же прошу их выбрать себе персонаж и рассказывать о нем от первого лица, то есть перевоплотиться. Заранее на доске вывешиваются слова-помощники, которыми можно воспользоваться при рассказе о своём персонаже.
I am … .
I can…, but I can’t… .
Предмет | Признак | Действие |
horse | angry | jump |
mouse | kind | swim |
wolf | big | fly |
bird | small | sing |
cat | tall | run |
frog | funny | catch |
rabbit | scared | eat |
hungry |
Например: I am a wolf. I am grey. I am angry. I am hungry. I can run. I can eat rabbits.
Чтобы развивать умение слушать своего товарища, задание можно усложнить и попросить догадаться по рассказу, в кого перевоплотился их одноклассник. Надевая маску, можно превратиться в соседа по парте и рассказать, что у него лежит в портфеле, что он любит есть, пить, как проводит свободное время, естественно, используя ту грамматику и лексику, которые необходимы учителю для отработки того или иного материала.
Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Использование инсценировок на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.
Ролевая игра
Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра. Она способствует расширению сферы общения. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Важно учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика.
Начиная с 8 класса, мы с ребятами часто устраиваем ролевую игру в форме судебного процесса, где выясняем вред и пользу компьютеров, хорошо ли животным в зоопарках, высказываемся «за» и «против» Fast Food. Безусловно, такое представление требует предварительной подготовки. Роль обвинителя и защитника отводится самым сильным учащимся. Они создают свою команду из ребят послабее и в группах обсуждают плюсы и минусы той или иной проблемы. Дома они готовят заключительную речь. Судья выслушивает, задаёт вопросы, а, как известно, составить вопрос правильно задача не из лёгких. Затем выносится вердикт. Это, так называемое эссе, только в устном представлении, да и еще с применением актёрского мастерства. В момент процесса я не исправляю ошибки, а записываю и корректирую их после действа вместе с моими помощниками, которым приходится быть внимательными всю игру.
Спектакль
Спектакль – это приём, который возможен только в интеграции с внеурочной деятельностью. В течение учебного года мы с учащимися каждого класса успеваем поставить один спектакль. Как правило, это обобщение по пройденной теме. Именно на внеурочных занятиях выбираются образы, репетируется и начинается постановка, где в одно целое соединяются язык, музыка, костюмы, декорации.
При подготовке к инсценированию проделывается индивидуальная и групповая работа. В ситуации совместной работы возникают и развиваются рефлексивные моменты деятельности, в частности действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки.
Моя практика показывает, что театральные постановки являются серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. Здесь, прежде всего, не следует забывать, что любая обучающая пьеса помогает частично преодолеть языковой барьер, ведь актеру легче скрыть свою неуверенность, спрятавшись под маской своего героя, поскольку при этом он говорит и действует как бы от третьего лица. При этом учитель при тщательной подготовке спектакля имеет возможность в живой и ненавязчивой обстановке довести до автоматизма необходимые для учебного процесса навыки, связанные, к примеру, с коррекцией произношения, с использованием активной лексики, грамматических структур. В игровой форме они усваиваются значительно легче и быстрее, а многие обороты и крылатые выражения хорошо запоминаются и надолго входят в активный лексикон.
Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение.
Свой педагогический опыт считаю целесообразным представить в информационной карте.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Евдокимова Екатерина Владимировна ekateri-evdokimova@yandex.ru |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Подстепки) podstepki@mail.ru |
Учитель английского языка | 22 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта | Сектор применения: начальная и основная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: повышение мотивации к изучению английского языка через применение технологии театральной педагогики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) | Новизна инновационного опыта состоит в повышении интереса к изучению английского языка и улучшении качества знаний по предмету различных категорий обучающихся (одаренные дети, ОВЗ, попавшие в трудную жизненную ситуацию) посредством технологии театральной педагогики. Актуальность: cтолкнувшись с проблемой снижения мотивации на уроках английского языка в среднем звене, начала анализировать ситуацию и искать причины. Во-первых, это неспособность к концентрации внимания. Во-вторых, усложнение школьной программы, которая не учитывает пропуски по болезни и не дает времени восполнить пробелы. В-третьих, это подростковый период, смена интересов. В-четвертых, страх перед публикой. В-пятых, ситуация неуспеха. Эффективность: - потенциальная полезность опыта cостоит в использовании технологии театральной педагогики, позволяющей обучающимся не только усваивать определенную сумму знаний, но и развивать гармоничную творческую личность; - надёжность подтверждается наличием победителей окружных, областных и международных конкурсов, публикацией авторской программы «Театральный английский», получившей внешнюю рецензию; - перспективность заключается в использовании данной технологии для повышения мотивации к изучению английского языка другими педагогами и применении программы «Театральный английский» во внеурочной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения | Освоение опыта не требует больших материально-технических затрат, но при этом учитель должен владеть режиссерскими и актерскими способностями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности | Урочная и внеурочная деятельность с различными категориями обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Технология театральной педагогики на уроках английского языка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея | Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных способов повышения мотивации обучающихся и их применение на уроках английского языка и во внеурочной деятельности посредством технологии театральной педагогики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия. Причинами снижения мотивация на уроках английского языка являются: 1) неспособность к концентрации внимания; 2) усложнение школьной программы, которая не учитывает пропуски по болезни и не дает времени восполнить пробелы; 3) подростковый период, смена интересов; 4) страх перед публикой; 5) ситуация неуспеха. Новое средство обучения – актерское мастерство, перевоплощение. Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Использование СОТ. Чтобы повысить мотивацию к изучению английского языка, удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика, обеспечить высокий результат на ЕГЭ и сформировать УУД на своих занятиях и внеурочной деятельности, приоритетными считаю следующие направления (технологии): – информационно-коммуникационные технологии; – проектная и исследовательская деятельность; – дистанционное обучение; – технология театральной педагогики; – модель обучения «перевернутого класса»; – игровая технология. Организация образовательного процесса. Благодаря ИКТ-технологиям осуществляю проектную и исследовательскую работу, которая обеспечивает высокий предметный результат. Метод проектов позволяет мне решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, я предлагаю им проблему интересную и значимую, что позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Также посредством ИКТ-технологий применяю модель обучения «перевернутого класса». Это еще один способ повысить мотивацию на уроках английского языка. Она универсальна, как для работы с одаренными детьми, так и для обучающихся, находящихся на домашнем обучении. И для некоторых слабоуспевающих ребят, она не менее любопытна, так как необычна. Ученики с интересом знакомятся с материалом он-лайн в домашних условиях, предложенным мною, изучают презентации в блоге «В мире английского», а на уроках или дополнительных занятиях имеют возможность задать вопросы, проверить полученные знания на практике с помощью учителя. Таким образом, экономится время на уроке и появляется возможность уделить внимание проблемным моментам. С целью здоровьесбережения и повышения мотивации учащихся к изучению английского языка активно использую технологию театральной педагогики. Одной из форм театральной педагогики является ролевая игра. Начиная с 7 класса, мы с ребятами часто устраиваем ролевые игры в форме судебного процесса, где выясняем вред и пользу компьютеров, хорошо ли животным в зоопарках, высказываемся «за» и «против» Fast Food. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Преимущество перед аналогами и новизна. Этой методике «все возрасты покорны»: и ученики начальной школы, и ребята старших классов. Именно технология театральной педагогики учит подстроиться или перевоплотиться, чтобы решить коммуникативную задачу в обычной жизни и в школе. Применение данной методики помогает снять языковой барьер и развивает потребность в самостоятельной творческой деятельности. Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ученику должно быть интересно, иначе понизится мотивация к изучению английского языка, а, следовательно, ухудшится показатель знаний. Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски: время педагога, ситуация «неуспеха» у ученика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Для успешного освоения инновационного опыта учителю необходимо: – знать возрастные и психологические особенности обучающихся; – использовать современные образовательные технологии; – быть уверенным пользователем ПК; – быть талантливым организатором и творческой личностью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Результативность 1. Благодаря применяемым ИКТ-технологиям, технологии театральной педагогики удалось повысить мотивацию учащихся, а, следовательно, и их познавательную активность.
Оценка эмоционально-психологического состояния на уроках английского языка учащихся 2 классов Оценка утомляемости на уроках английского языка учащихся 2 классов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО | – Сценарий сказки «О Королевстве, которое потеряло звук [p] много, много лет назад» // Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия педагогических знаний». Выпуск № 8. Часть 2. 2018. – Технология театральной педагогики // Научно-образовательный журнал «Образовательный альманах». Август № 8 (22) 2019. – Сценарий по ПДД «Сказка о потерянном времени» // infourok.ru https://infourok.ru/scenariy-po-pdd-skazka-o-poteryannom-vremeni-2290892.html |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях | – Победитель конкурса лучших учителей Самарской области – ПНПО – 2019. – Победитель в номинации «Творческий подход в активизации деятельности обучающихся» конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель иностранных языков» городского округа Тольятти» – 2016. – Победитель X окружной научно-практической конференции педагогов – 2017. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 1993.
- [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/563909/
THE TECHNOLOGY OF THEATRICAL PEDAGOGY IN ENGLISH LESSONS
© 2019
Evdokimova E.V., the English teacher with the highest qualification
State budgetary educational institution of the Samara region secondary comprehensive school of v. Podstepki municipal district Stavropolskiy Samara region (Russia)
Abstract: The leading idea of a performed pedagogical experience is revealing effective ways of increasing students’ motivation and their application in English lessons and in extracurricular classes. To increase motivation, to provide high results at State Exam, I use the technology of theatrical pedagogy.
Keywords: motivation; the language barrier; dramatization; role-playing game; performance (play).