УДК 77.03.05

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2017

Дерябина М.А.,
учитель физической культуры
ГБОУ школа-интернат № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель, (Россия)

Аннотация: В школе осуществляется работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, воспитанию здорового и физически подготовленного к самостоятельной жизни молодого человека. Целью моей работы является: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения всех ступеней образовательной программы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; здоровьесбережение.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR SAVING HEALTH IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

 © 2017

Deryabina M.A.,
the teacher of physical culture
School № 5 secondary education with in-depth study of specific subjects «Education Center» «Leader» Kinel city district of Samara region (Russia)

Abstract: The school carried out the work on the program of formation of ecological culture, a healthy and safe lifestyle. The aim of which is: to provide a systematic approach to health-environment conducive to the formation of guidelines and standards of personal conduct, ensuring the preservation and strengthening of physical and mental health of junior school children, promoting cognitive and emotional development of children, the achievement of the expected results of development of the basic educational program.
Keywords: healthy lifestyle; health preservation.

В городе Кинель Самарской области находится достаточно молодой «Образовательный центр Лидер» СОШ № 5, где я работаю. В школьном методобъединении – пять учителей физкультуры, учитель хореографии, трое имеют высшую квалификационную категорию. Большой опыт работы позволяет мне, как руководителю методического объединения, вместе с коллегами вести плодотворную, целенаправленную работу по здоровьесбережению в школе.
Я использую много методов в своей работе по здоровьесбережению – это дни здоровья, лекции по здоровому образу жизни, борьбе с вредными привычками, спортивные праздники с участием родителей и ведущих спортсменов, походы, школьные этапы Зарницы Поволжья, Президентские состязания, Олимпийское образование в школе, КЭСбаскэт, Олимпиады по физической культуре и т. д. В процессе обучения я использую множество инновационных технологий, которые способствуют воспитанию одаренных детей – это личностно ориентированные технологии, дифференцированный подход в обучении. Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность, – всё это я применяю в процессе обучения. Ведётся работа не только с детьми, но и с родителями, например, анкетирование, беседы на родительских собраниях по вопросам отбора одаренных детей в спортивные секции, о работе по комплексу ГТО, чтобы родители вместе с детьми владели информацией и были заинтересованы в хорошем физическом развитии своего ребёнка.
Всё это позволяет любому ребёнку найти свой вид спорта, заниматься и достигать хороших результатов на городском уровне и дальше. В Спартакиаде школьников и в Президентских состязаниях мои ученики уверенно лидируют уже несколько лет. В городских соревнованиях мы также занимаем 1 место среди образовательных учреждений округа. Конечно, большую роль здесь играет то, что школа имеет хорошую спортивную базу. Это бассейн, стадион, хороший спортзал с трибунами, 2 малых спортзала, тренажерный зал, зал для занятий хореографии, 2 спортплощадки.
В школе организовано двухразовое питание, что позволяет детям спокойно после уроков заниматься в спортивных секциях, кружках и объединениях. Мои ученики каждый год принимают активное участие в школьной научно-практической конференции в секциях физическая культура и медицина, разрабатывают проекты по здоровьесберегающим технологиям, правильному питанию и т. д. Затем выходят с этими работами на окружной, областной уровень и дальше.
В школе осуществляется работа по программе формирования здорового и безопасного образа жизни. Целью программы является: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
– Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
– СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
– Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 года – зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009).
Мои программы внеурочной деятельности «Стритбол», «Фитнесс», «Шашки» для обучающихся школы являются одним из механизмов формирования здорового и безопасного образа жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется во второй половине дня. Я работаю по воспитательным программам «Я и моё здоровье», «ЗОЖ и ГТО – как залог здорового поколения», реализуя здоровьесберегающие технологии.
Основными формами реализации многих программ являются игры, так как это одна из важных форм деятельности не только в младшем школьном возрасте. Организация игр в процессе обучения оптимальна для целенаправленного воздействия на школьника. Через игровые технологии у ребенка можно сформировать культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение в младшей, средней и старшей школе. Мы проводим:
– праздники «Дни здоровья», «А ну-ка, парни, а ну-ка, девушки», «Фестиваль ГТО»; « Весёлые старты», « Папа, мама, я – спортивная семья»;
– конкурсы-викторины, акции: «Листовка здоровья», «Культура ЗОЖ», «Спорт-альтернатива вредным привычкам»;
– оздоровительные минутки, спортивные соревнования и турниры.
Важными аспектами работы в рамках каждого занятия являются: совместное обсуждение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива; индивидуальность – несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу, детям дана возможность осознать свою индивидуальность, понять особенности каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому – «не такому, как я»; многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности общения.
Основными видами деятельности внеурочных программ обучающихся являются игровая, познавательная, поисковая.
Занятия (в зависимости от темы) могут проводиться на улице, в столовой, в спортивном зале, в видеотеке и т. д.
В результате работы по здоровьесбережению обучающиеся должны знать: факторы, влияющие на здоровье; факторы, негативно воздействующие на здоровье; основы строения и функционирования организма человека; психофункциональные особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья; об общих и индивидуальных основах личной гигиены; о влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; о различных оздоровительных системах. Уметь: понимать значение укрепления здоровья; объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни; оценивать свое физическое и психическое состояние; уметь рассказать о своих телесных ощущениях; распознавать признаки утомления; эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма.
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности: овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умение выстраивать добропорядочные отношения; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентирование на здоровый образ жизни, соблюдение здорового режима дня, активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Технологии  и методы своей работы я показала в карте инновационного опыта, которая находится ниже. Сохранить и укрепить здоровье школьника – это главная задача учителя физической культуры.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника областного конкурса «Учитель года-2017», победителя конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта   «Образование» 2017

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной Дерябина Марина Александровна

mderyabina63@mail.ru

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

446461 Самарская область г. Кнель ГБОУ СОШ №  «ОЦ «ЛИДЕР

Должность с указанием преподаваемого предмета

Учитель физической культуры

Стаж работы в должности

34 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: средняя и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: формы и методы обучения.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта В последние годы возникла проблема: успешность современной личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но в среднем и старшем звене наблюдалось снижение двигательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся и сохранению их здоровья.

Цель моей работы: развитие двигательной активности школьников, мотивации к изучению предмета как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии и достижении физического совершенства.     Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся, в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в физкультурно-оздоровительную деятельность, может раскрыть все свои способности в изучении предмета.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в индивидуализации образовательного процесса, в использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Актуальность описываемого опыта заключается в выстраивании форм организации обучения на основе дифференцированного подхода и индивидуализации модели образовательного процесса, направленной на получение результатов образования, заявленных в стандартах нового поколения: предметных, метапредметных и личностных при условии сохранения здоровья учащихся.

Эффективность:

потенциальная полезность обеспечивается воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих потребностям современного общества с хорошим здоровьем и навыками ЗОЖ,

надёжность обеспечивается формированием готовности и способности школьников к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности; увеличением количества учащихся, принимающих участие в различных спортивно- оздоровительных проектах.

перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических приемов и использованием всех имеющихся средств, спортивного оборудования, позволяющих помочь в освоении двигательных навыков и умений.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Физическая культура.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры, развитие способностей посредством использования современных образовательных технологий.

3. Ведущая   педагогическая идея

Для обеспечения позитивных предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся по физической культуре я использую такие педагогические технологии:

а) технологию обучения в сотрудничестве,

б) проблемное обучение,

в) метод проектов и исследовательскую деятельность,

г) здоровьесберегающие технологии,

д) информационные технологии,

е) технологию дифференцированного физкультурного образования.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. В связи с требованиями ФГОС выпускник должен обладать знаниями о здоровом образе жизни.

Новое средство обучения. Переход от главной роли учителя на уроке к организации обучения учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

Новые условия образовательной деятельности. Методическое обеспечение учебного процесса в соответствии с планируемыми в ФГОС результатами осуществляю при проектировании учебных ситуаций и разработки системы учебных заданий по физической культуре на основе использования диагностики инновационных систем тренировочных занятий спортивного мастерства ориентированных на:

организацию активной познавательной деятельности по здоровьесбережению;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для знаний о здоровом образе жизнедеятельности;                                                                                                        развитие навыков кооперированной деятельности; умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; продуктивную работу индивидуально и в группе.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

1. Технология обучения в сотрудничестве предусматривает решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. При разработке уроков по этой технологии учитывается: работа в группах, коллективная работа, игровые методы, рефлексия..

2. Проблемное обучение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; двигательных навыков и умений, воспитание активной личности.

3. Метод проектов и исследовательская деятельность развивает творческий потенциал личности учащегося, повышает уровень сформированности познавательных УУД: учащиеся в результате умеют работать с информационными источниками, умеют формулировать и решать проблему, аргументировать свое мнение, имеют опыт публичного выступления с использованием презентационной техники, умеют вести исследования.

4. Технология дифференцированного физкультурного образования – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Организация учебного процесса – использованиие вышеперечисленных технологий в учебном процессе.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Методическая работа по формированию банка заданий для развития и совершенствования двигательных навыков и умений учащихся, разработка системы домашних тренировочных заданий по   физической культуре с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Ограничения – недостаточная материальная база.

Трудоёмкость и риски – нет.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование всей имеющейся необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс современных методов обучения.

Спортивный зал 2.

Тренажерный зал 1.

Плавательный бассейн 1.

Зал для единобрств 1.

Пришкольный стадион с баскетбольной и волейбольной площадками, ямами для прыжков, беговыми дорожками.

8. Результат изменений

Основным результатом является улучшение здоровья учащихся, подготовка их к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Выпуск молодого человека с отличной физическими способностями и знаниями в области ЗОЖ, готовностью полноценно применить свои возможности и способности в выбранной профессии и сохранить своё здоровье на долгие плодотворные годы.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Здоровый образ жизни значимый компонент современного общества // Материалы III Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический   психолого-педагогический феномен». 2017 г.

2. В здоровый образ жизни через физическую культуру // Материалы XIII Международной научно практической конференции «Здоровое поколение международные ориентиры XXI века». 2015 г.

3. Комплексная работа образовательной организации по формированию здорового образа жизни с учётом ФГОС // Сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века» 2016 г.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

2016 – международный слет учителей – Сочи 2016 мастер-класс.

«Учитель года 2017» участник.

Победитель ПНПО-2017.

Победитель городского конкурса «Лучший учитель физической культуры» 2016.

Лауреат областного конкурса методических разработок СИПКРО 2015.

Лауреат Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» «Педагог здоровья» 2016 СИПКРО и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М. : «ВАКО», 2007.
2. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». М. : «ВАКО», 2007.
3. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2013.
4. Методические рекомендации по формированию культуры здоровья, культуры питания у обучающихся /авт.-сост.: Н.В. Герасименко, Р.А. Тимирбулатов и коллектив педагогов образовательных организаций. Самара : СамЛюксПринт, 2015. 166 с.